Почитание у южных славян и на Руси

В кирилло-мефодиевскую эпоху

О почитании св. Димитрия славянами было известно еще до принятия ими христианства, в период расселения на Дунае, прежде всего в Сирмии (Среме). Св. Димитрий был одним из небесных покровителей воссозданной в 869 г. Сирмийской (Паннонской) архиепископии, во главе которой стал славянский первоучитель равноапостольный Мефодий (869-885), уроженец Фессалоники. В ближайшем окружении архиепископа (если не им самим) был создан один из древнейших памятников славянской гимнографии - канон св. Димитрию. 26 октября, в день памяти св. Димитрия, Мефодий окончил перевод ветхозаветных книг и «святое возношение таиное с клиросомь своим вознес, сотвори память святаго Димитрия» (БЛДР. 1999. Т. 2. С. 80). Имя св. Димитрия помещено в числе святых великомучеников в «Молитве на диавола», относимой исследователями к кирилло-мефодиевской эпохе (Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 67, 109), и в «Молитве Святой Троице» (Mares F. W. An Anthologie of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. Münch., 1979. P. 70), написанной, вероятно, до 1096 г. в Сазавском монастыре в Чехии и следующей в русле кирилло-мефодиевской традиции (Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojci i českych vlivů na literaturu Kyjevske Rusi // Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 8-23; здесь же обзор мнений о происхождении памятника). Традиция особого почитания св. Димитрия в Среме должна была сохраняться и в позднейшие времена, по крайней мере до XIII-XIV вв., поскольку в конце IX - начале XI в. эта область входила в состав Первого Болгарского царства и западноболгарской державы комитопулов и здесь существовала епископия, упоминаемая в хрисовуле византийского императора Василия II (1018) Охридской архиепископии (Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 25-26, 56, 62). Во времена венгерского владычества в Среме на месте современной Сремска-Митровицы до 1334 г. под юрисдикцией Константинопольского патриарха существовал православный монастырь во имя св. Димитрия (см.: Gyorffy G. Das Gutenverzeichnis des griechischen Klosters zu Szavaszentdemeters (Sremska Mitrovica) aus dem XII Jh. // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. Bdpst., 1959. T. 5. S. 73-74; Ђирковић С. Civitas Sancti Demetrii // Сирмиум - Сремска Митровица. Сремска Митровица, 1969. С. 59-68). В XII в. обители оказывал покровительство бан и палатин (позднее недолгое время великий жупан Рашки Белош) (Калић J. Жупан Белош // ЗРВИ. 1997. Бр. 36. С. 79); во 2-й половине XIII в. давали жалованную грамоту русские князья - изгои из Галича - внуки Ярослава Осмомысла Василько и Иоанн-Владимир (Gyorffy. Ibid. S. 54-58). Во 2-й трети ХIII в. монастырь находился во владениях князя Ростислава Михайловича (сын св. благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского), которому Срем был пожалован венгерским королем.

Память св. Димитрия встречается также в месяцесловах хорватских глаголических богослужебных книг архаической традиции - например, в Миссале 2-й половины - конца XIV в. (Vat. Borg. illir. 4. Fol. 163, см.: Джурова А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската библиотека. София, 1985. № 73. С. 147-148). Это может быть и отголоском кирилло-мефодиевской традиции и остатком почитания великомученика в византийской Далмации.

В Болгарии

Почитанию св. Димитрия (притом, что письменные свидетельства об этом немногочисленны) несомненно способствовали как наличие христианского населения еще до официального Крещения страны в IX в., так и близость к главному центру культа великомученика - Фессалонике. Дополнительным фактором в эпоху Первого Болгарского царства являлось существование центра почитания великомученика в Сирмийской епископии. Ситуацию в Болгарии характеризуют события, связанные с началом борьбы против византийского владычества и создания Второго Болгарского царства (1185). По свидетельству византийских историков Никиты Хониата и Феодора Скутариота (Nicet. Chon. Hist. P. 485; Теодор Скутариот. Обзорна Хроника // Извори за Българската история. София, 1971. Т. 15. С. 243-244), предводители восстания братья Петр и Асень начали с подготовки общественного мнения. Они построили в Тырнове храм во имя св. Димитрия и во время ее освящения греческими архиереями стали убеждать соплеменников, что святой покинул Фессалонику (в 1185 захваченную итальянскими норманнами) и пришел как помощник и покровитель к болгарам. В доказательство своих слов они предъявляли икону св. Димитрия, принесенную из Фессалоники (и, по всей видимости, выдаваемую за «гробную доску»). Этого оказалось достаточным, чтобы склонить народ к выступлению против византийцев. Имя св. Димитрия не входило в болгарский царский ономастикон ни Первого, ни Второго Болгарских царств, но во времена последнего он явно почитался как покровитель династии Асеней. Его изображение помещалось на печатях царей Иоанна Асеня I, Борила и Иоанна Асеня II, а также на монетах последнего и деспота Иакова Святослава. На реверсе золотой монеты Иоанна Асеня II св. Димитрий представлен коронующим царя и вручающим ему меч (см.: Петров. 1985. С. 335, 336, 339-340). Применительно к Болгарии примечательна (как и в случае со св. великомучеником Георгием) огромная популярность в стране святого, прославленного как греческий воитель против болгар: например, в болгарской иконографии (см. ниже) не менее, чем в византийской и поствизантийской, распространен сюжет «Чуда о Калояне». Параллельно с распространением официального церковного почитания св. Димитрия оно рано проникает и в народные верования. Св. Димитрий фигурирует в охотничьем заговоре, представляющем приписку болгарского писца к глаголической Псалтири XII в., найденной в 1975 г. на Синае (Sinait. Slav. 3/N - см.: Tarnanidis I. С. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherines Monastery on Mount Sinai. Thessal., 1988. P. 93). Сохранившиеся сведения о посвящении св. Димитрию в Болгарии (помимо Македонии) монастырей крайне малочисленны: известны обитель в Бобошеве, основанная не позднее 1488 г., и Подгумерский монастырь на Стара-Планине, свидетельства о котором не выходят за начало XIX в. (Мутафчиев П. С. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 264-269). Свидетельством большого почитания св. Димитрия в Болгарии является широкое распространение мужских и женских имен Димитр, Димитрин(к)а и фамилии Димитров.

В Сербии

Ситуация здесь во многом (наличием христианского населения до Крещения страны и близостью к Фессалонике) напоминает болгарскую, но есть и особенности. Имя Димитрий на протяжении всего периода существования сербской государственности не входило в королевский и царский ономастикон, изредка его носили областные правители не самого высокого ранга: в XIII в.- Димитрий-Давид, внук Стефана Немани (преподобного Симеона Мироточивого), основатель монастыряДавидовица, в XIV в.- его внук Вратко, отец св. княгини Милицы (только применительно к данному случаю можно говорить о какой-то семейной традиции наречения имени), 4-й сын короля Вукашина, и воевода Димитр, родственник братьев Деяновичей (в двух последних случаях речь идет о представителях недолговечных династий, возникших в результате распада царства Стефана Душана). Никто из этих исторических лиц, носивших имя Димитрий, не основал монастыря, посвященного св. Димитрию. Не сохранилось сведений о монастырях во имя св. Димитрия, основанных сербскими правителями из династий Неманичей, Лазаревичей и Бранковичей (см.: Марковић В. Православно монаштво и манастири у средњевек. Србиjи. Сремски Карловци, 1920). Известно, впрочем, что родоначальник первой из них, великий жупан Стефан Неманя, посылал богатые дары в храм св. Димитрия в Фессалонике (Там же. С. 64). В XII в. в Димитриевском монастыре в Фессалонике существовала значительная сербская иноческая община, члены которой в 1185 г. героически защищали город во время его осады норманнами (Ђоровић В. Света Гора и Хиландар до XVI в. Београд, 1985. С. 47-48). Почти нет данных о средневековых монастырях во имя св. Димитрия на территории собственно Сербии, лишь в грамоте короля Стефана Уроша II (Милутина) хиландарскому пиргу Хрусию (1309-1316) упомянут монастырь с таким посвящением у с. Билуша, близ Призрена (Марковић. С. 98). Посвященные св.Димитрию монастыри, основанные сербскими правителями и вельможами, располагаются в основном в Македонии, на территориях, присоединенных к Сербскому королевству в последней четверти XIII - середине XIV в. Наиболее известен среди них Марков монастырь близ Скопье, основанный будущим королем Вукашином в 1345 г., обновленный его детьми (в том числе Марком, по которому обитель получила название) около 1366 г. (Там же. С. 110-111), около 1337 г. известен соименный монастырь в Кочани (до настоящего времени не сохранился), которому «великий слуга» короля Душана Иоанн Оливер (будущий деспот) пожаловал село (Там же. С. 112). В XIV в. в районе Велеса существовало два монастыря во имя св. Димитрия - один близ Таора (история его неизвестна, основан до 1348), второй - около Бабуны, основанный Георгием Мирославом, внуком жупана Страцимира (Там же. С. 121). Св. Димитрию посвящена также соборная церковь в Пече, построенная на средства архиепископаДаниила II. К периоду турецкого завоевания и владычества в Сербии относится основание только одного монастыря во имя св. Димитрия - Велика-Реметы на Фрушка-Горе в Среме (см. Ремета). Со времени короля Стефана Уроша I (1243-1276) на 26 октября приходилась выплата коммуной Дубровника верховным сербским правителям ежегодной дани в объеме 2000 перпер, которая по дате получила название «Светодмитарски доходак» (Динић М. Дубровачки трибути: Могориш, Светодмитарски и Конавоски доходак, Провижиун браћа Влатковића // ГСКА. 1935. Бр. 86. С. 1-7; Михаљчић Р. Трибути // Лексикон српског средњег века. Београд, 1999. С. 746-747). Выбор даты был, вероятно, обусловлен тем, что, по народным обычаям, у южных славян этот праздник считался основной хозяйственной границей года, когда заканчивались сроки долговых обязательств и договоров и заключались новые (Славянские древности: Этнолингвист. слов. М., 1999. Т. 2. С. 93-94). На день памяти св. Димитрия боснийский бан Твртко венчался в 1370 г. «двойным» королевским венцом.

На Руси

Почитание св. Димитрия как популярнейшего византийского святого пришло на Русь не позднее рубежа IX и X вв., еще в языческие времена, вероятно, посредством торговли и войн с Византией, сначала он воспринимался как воплощение идеального воина. В рассказе «Повести временных лет» о походе Олега на Константинополь в 907 г. греки воспринимают русского князя как воплощение св. Димитрия - «и убояшася греци, и реша: несть се Олег, но святый Димитрий послан на ны от Бога» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 30). С принятием христианства в конце X в. св. Димитрий стал одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих святых сравнивается с покровительством св. Димитрия Фессалонике: «Темьже и борета по своемь отечестве и пособита, якоже и великий Димитрий по своемь отечестве. Рек: «Аще убо и веселящемся им с ними бех, тако же и погыбающем им с нимь умьру». Но обаче сий великый милосердый Димитрий о единомь граде сице извеща, а вы не о единомь бо граде, ни о дву, ни о вьси попечение и молитву воздаета, но о всей земли Русьскей!» (БЛДР. 1997. Т. 1. С. 348).

Вмч. Димитрий Солунский и арх. Михаил. Роспись ц. св. Прокопия в Верии. XIV в.

Вмч. Димитрий Солунский и арх. Михаил. Роспись ц. св. Прокопия в Верии. XIV в.
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (Лувр, Париж)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (Лувр, Париж)

Число средневековых русских монастырей, посвященных св. Димитрию, невелико. В честь него в 1051 г. был возведен монастырь в Киеве великим князем Изяславом (Димитрием) Ярославичем, который не возобновлялся после взятия города войсками хана Батыя в 1240 г. (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 157, 170-171; Зверинский. Ч. 3. С. 61, № 1580). В домонгольское время существовал также монастырь во имя св. Димитрия в Суздале, упоминаемый в летописи под 1096 г. как митрополичий (Там же. С. 60, № 1577; о позднейших монастырях в честь великомученика см. там же. Ч. 1. С. 135-136. № 171-173; Ч. 2. С. 125-126. № 782-783; Ч. 3. С. 60-61. № 1578, 1579, 1581-1583). Храмы, посвященные св. Димитрию, имелись (иногда несколько) почти в каждом значительном русском городе. Так, в Новгороде в период независимости было три храма, посвященных св. Димитрию (на Софийской стороне на Даньславле ул. в Кожевниках, на Торговой стороне - на Славкове ул. и на Лубянице), и придел на хорах в церкви Константина и Елены на Росткине ул. (Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982. С. 226. Кат. 15). Миро св. Димитрия находилось и в серебряном золоченом кресте-мощевике 2-й половины XVI в. из ризницы Троице-Сергиевой лавры (Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собраниях Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. С. 278-279. № 129). Св. Димитрий считался небесным покровителем псковского г. Гдова, где ему был посвящен городской собор. Псковские летописи приписывают заступничеству св. Димитрия неудачу войск Ливонского ордена при осаде Гдова в 1480 г. (Псковские летописи / Под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1955. Т. 2. С. 58) и шведской армией в 1612 г. (Там же. 1941. Т. 1. С. 119). Из писцовой книги Гдова (между 1584 и 1585, 1587 и 1588) явствует, что в городском соборе в то время находилось три почитаемых образа св. Димитрия (местный и два «против клиросов»), все чрезвычайно богато (в масштабе города) украшенные. На местной иконе помимо оклада с финифтью и камнями были надеты три басменные гривны (цаты), два серебряных креста и панагия и привешены шесть золотых монет и пелена, на иконе «против правого клироса» находилась гривна с жемчугом и камнями, панагия и пелена, на второй клиросной иконе 10 серебряных гривен (6 «витых» и 4 басменные), привешены малый золотой и 3 креста, обложенных серебром (Города России XVI в.: Материалы писцовых книг / Изд. подгот. Е. Б. Французовой. М., 2002. С. 168-169). Храмовая местная житийная икона св. Димитрия почиталась чудотворной. В 1614 г., когда Гдов был взят войсками шведского короля Густава Адольфа, образ загорелся и обгорел «кругом» «в угль». Обгоревшая икона в 1636 г. была привезена горожанами в Псков, где иконописец Авраамий Иванов на «горелой доске» написал «по прежнему» образ св. Димитрия «с деяниями» (Псковские летописи. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 140). Рассказ об этом сопровождает также сказания о чудотворных иконах Божией Матери, входящие в рукописный сборник «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора С. Моховиковым в 1715-1716 гг. (НБ МГУ. № 10536-22-71). Чтимая икона св. Димитрия находилась в XVI в. и в соименном приделе Успенского собора в Коломне, причем, учитывая патрональный характер образа и то обстоятельство, что город входил в удел св. благоверного великого князя Димитрия Иоанновича Донского, нельзя исключить, что это почитание восходило еще к XIV в. По писцовой книге 1577/78 г. здесь значился «оброз великой мученик Дмитрей празник, локотница на золоте, а венец у него злат глаткой, а у него десять золотых да цата серебряна» (Города России в XVI в. С. 9-10).

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 1-я пол. XVII в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 1-я пол. XVII в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Особым почитанием св. Димитрий пользовался со 2-й половины XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве. Димитрием был назван в крещении Всеволод Большое Гнездо (родился в 1154), младший сын великого князя Георгия Владимировича Долгорукого (ПСРЛ. Т. 25. С. 58). По этому имени получил название город Дмитров на реке Яхроме в современной Московской области, основанный тогда же отцом на месте его рождения (вероятно, св. Димитрию был посвящен первоначально и местный собор). В 90-х гг. XII в. князь Всеволод Юрьевич построил в своей столице Владимире в составе дворцового комплекса белокаменный собор во имя своего небесного покровителя. В 1197 г. из Фессалоники во Владимир (вероятно, к окончанию строительства собора св. Димитрия во Владимире) была принесена мироточащая «доска гробная» св. Димитрия, прославившаяся чудотворениями и на новом месте, и «сорочка» святого (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414). Сама «доска», перенесенная (согласно позднему свидетельству) в 1380 г. из Владимира в Москву, сохранилась до настоящего времени в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля, но живописное изображение на ней (работы мастера Кирилла Уланова) относится уже к 1701 г. (Христианские реликвии. 2000. С. 118-121. № 28). Вероятно, с обустройством Димитриевского собора связано и появление на Руси серебряного позолоченного реликвария св. Димитрия византийской работы 1059-1067 гг. (Там же. С. 115-118. № 27). Современна строительству Димитриевского собора во Владимире также тронная икона св. Димитрия, происходящая из собора в Дмитрове и ныне хранящаяся в ГТГ (см. разд. «Иконография»). В составе ВМЧ под 26 октября (ВМЧ. Окт. Стб. 1912-1913) помещена небольшая заметка древнерусского паломника домонгольского времени с описанием фессалоникийской базилики великомученика (Соболевский А. И. Неизвестный русский паломник // ИОРЯС. 1911. Т. 16. Кн. 1. С. 6-8).

Вмч. Димитрий с ангелом. Мозаика. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–VI вв.

Вмч. Димитрий с ангелом. Мозаика. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–VI вв.
Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в.

Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в.

Частицы мощей св. Димитрия, миро от них и кровь великомученика неоднократно приносились на Русь церковными иерархами в разное время. Кровь св. Димитрия значится среди реликвий драгоценного креста преподобной Ефросинии Полоцкой (1161) (Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. Табл. XXXI). Мощи св. Димитрия находились в серебряном новгородском мощевике рубежа XIII и XIV вв. и в двух суздальско-нижегородских княжеских начала XV в.- княгини Марии 1409/10 г. и князя Иоанна Даниловича 1413/14 г. (Там же. С. 53-56. № 4, 5), миро - в мощевике новгородской работы 1561/62 г., подаренном Семеном Трусовым, игуменом Соловецкого монастыря (в последствии митрополит), святителюФилиппу (Колычеву)(Там же. С. 59-63. № 12) и в кресте-мощевике 2-й трети XVII в. из с. Большие Вязёмы (Христианские реликвии. 2000. С. 136-137. № 37). В ризнице Благовещенского собора Кремля хранится ампула русской работы конца XVII - начала XVIII в. для мира св. Димитрия (Царский храм. 2003. С. 296-297. № 107). В XVII - 1-й половине XVIII в. частицы мощей св. Димитрия находились помимо Благовещенского собора также в Образной палате (опись 1669) и в ризнице новгородского Софийского собора (опись 1736 - Христианские реликвии. 2000. С. 34, 114-115).

В 1369 г. святитель Алексий Московский установил в числе новых седмичных постов Димитриевский в память избавления Москвы от осады великим князем Литовским Ольгердом: «...положили есмо пост неделю Дмитрову дни, а заговети октябра 19 день» (Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах» // Библиогр. летопись. Пг., 1917. Вып. 3. С. 105-110; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160; ПЭ. Т. 1. С. 642). Этот пост не укоренился в русской церковной практике, но, возможно, повлиял на установление в скором времени (после Куликовской битвы 1380) празднованияДимитриевской родительской субботы В 1627 г. в Новгороде митрополит Киприан по благословению патриарха Филарета установил особое празднование св. Димитрия в 4-ю Неделю Великого поста с крестным ходом в церковь во имя св. Димитрия на Славкове ул. по случаю бывшего там чуда, когда в храме слышались церковное пение и колокольный звон (Бегунов. 1998; СККДР. Вып. 3. Ч. 4).

Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне)

Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне)
Реликварий вмч. Димитрия Солунского. XI в. (ГММК)

Реликварий вмч. Димитрия Солунского. XI в. (ГММК)

Имя Димитрий наряду с именем Георгий в XI-XVI вв., начиная с великого князя Изяслава (Димитрия) Ярославича, занимало одно из самых почетных мест в русском княжеском (позднее царском) христианском ономастиконе, хотя и неравномерно представлено в разные столетия (см.: ПСРЛ. Т. 14. Указ. С. 48-49). С середины XII в. наречение этим именем в княжеской среде связано преимущественно с потомками великого князя Георгия Владимировича Долгорукого, начиная с Всеволода Большое Гнездо. Порой это имя могли носить два одновременно живших брата - великий князь Димитрий (Фома) и князь Димитрий Ноготь Константиновичи Суздальские в XIV в., князья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный Юрьевичи галицко-звенигородские в XV в. У московской ветви Рюриковичей (потомков св. благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского) в конце XV - середины XVI в. имя Димитрий претендует на то, чтобы занять главенствующее место при наречении. Его носили старший сын первенца великого князя Иоанна III Васильевича Димитрий, внук, венчанный в 1498 г. на царство, и первенец Иоанна IV Васильевича Грозного, утонувший во младенчестве. При первых царях из фамилии Романовых имя Димитрий получил сын Алексея Михайловича (родился в 1649). При этом имя полностью сохраняло свои позиции в среде аристократии.

С XIV в. имя Димитрий (явно под влиянием ономастической традиции Рюриковичей) получило широкое распространение среди православных потомков великого князя Литовского Гедимина. Его носили сын Гедимина, волынский (луцкий) князь Любарт, внук - Дмитрий Корятович, двое сыновей великого князя Ольгерда и его зять городецкий князь Димитрий Давидович и другие (см., напр.:Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з кiнця XIV до сер. XVII ст.: Волинь i Центр. Украïна. К., 1993). Со временем св. Димитрий стал одним из популярнейших персонажей русского религиозного фольклора. Духовный стих о нем, опирающийся на сюжет чуда о двух девицах и прославляющий мученика как защитника православной земли от иноверных завоевателей, получил в России в XVII-XIX вв. широчайшее распространение (см.: Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 60-61; Бегунов. 1975). Под влиянием этого стиха поверженный царь на ряде русских икон XVII-XVIII вв. (преимущественно провинциального происхождения), изображающих «Чудо о Калояне», определяется как «царь Мамай» (Рогов А. И. Белградская икона с изображением Дмитрия Солунского и царя Мамая // ССл. 1968. № 5. С. 58-61). Достаточно часто имя великомученика (хотя значительно реже имени великомученика Георгия) упоминается в воинских заговорах и заговорах «на оружие» (смотрите, например: Отреченное чтение в России XVII-XVIII вв. М., 2002, по указ.). Св. Димитрию посвящена одна из ранних русских пьес - школьная драма «Венец Димитрию», написанная в 1704 г. в Ростове учителями школы св. митрополита Димитрия и тогда же поставленная на сцене силами ее учеников (см.: Берков. 1960).

А. А. Турилов

По материалам http://www.pravenc.ru/text/178231.html

4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко

4 октября День Рождения настоятеля храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского иерея Игоря Андрущенко. Храни Вас Господь на многая и благая лета !!! С Днём Рождения!!


4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
Проповедь на месте будущего храма  Воинская горка 1 ноября 2015 г
Проповедь на месте будущего храма Воинская горка 1 ноября 2015 г
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя

рейд милосердия
рейд милосердия
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.

Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Рождественский спектакль
Рождественский спектакль
Освящение и подъём купольного креста
Освящение и подъём купольного креста
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе

И зазвенят колокола... Седмица № 390
И зазвенят колокола... Седмица № 390
Обеды для бездомных. Седмица №363
Обеды для бездомных. Седмица №363
 

Наши видеоновости

Православный календарь

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Симферопольская и Крымская Епархия УПЦ / crimea-eparhia.ru

Популярное

Сестры милосердия во время Крымской войны 1854-1856 годов

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 4287

В 1853 году началась русско-турецкая война. Поначалу она воспринималась русской патриотической общественностью как война за веру, за освобождение святынь Палестины и Константинополя от мусульманского ...

ПОДРОБНЕЕ

История и развитие сестринского дела

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 3817

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях, где создавались богадельни для прокаж...

ПОДРОБНЕЕ

Хронология

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3527

  Приход в честь св. великомученика Димитрия Солунского только начинает своё существование (официальным днём его рождения можно назвать день получения иереем Евгением Решетковым указа на настоятель...

ПОДРОБНЕЕ

Екатерина Михайловна Бакунина - знаменитая русская сестра милосердия

Дата публикации: 25.01.2014
Просмотров: 3119

Екатерина Михайловна Бакунина (19 (31) августа 1810 или 1811, Санкт-Петербург — 1894, село Козицино, Новоторжский уезд, Тверская губерния) — знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века. ...

ПОДРОБНЕЕ

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3081

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского началось 13 мая 2011 года. В настоящее время на средства прихожан и благотворителей уже возведено 2-х этажное здание с молельным и подсобным ...

ПОДРОБНЕЕ
Go to Top