Иконография в мире

Изображения св. Димитрия Солунского широко распространены в странах византийского культурного круга, количественно уступая лишь изображениям св. великомученика Георгия Победоносца. В Западной Европе, где почитание св. Димитрия не было широким, они практически неизвестны (за исключением произведений преимущественно итальянского происхождения, созданных в Византии или византийскими мастерами). Иконография св. Димитрия видоизменялась в соответствии с общими тенденциями развития иконографии мучеников, вместе с которыми он часто изображался. Отдельные варианты иконографии святого имеют большое сходство с изображениями св. великомученика Георгия, которые, видимо, в ряде случаев служили прототипами изображений св. Димитрия. В отличие от изображений других воинов-мучеников иконография св. Димитрия имела тесную связь с основным центром почитания святого - Фессалоникой, где возникли многочисленные ее варианты, а также с окрестными греческими и славянскими землями (этим можно объяснить отсутствие в иконографии св. Димитрия деталей, восходящих к апокрифическим источникам, в отличие от изображений, например, св. Георгия Победоносца). Почитание и иконография св. Димитрия оказали влияние на почитание русских святых страстотерпцевБориса и Глеба (Смирнова. 2002. С. 115-122).

Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 30-е гг. XIII в.

Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 30-е гг. XIII в.
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГИМ)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГИМ)

Изображения св. Димитрия имеют множество иконографических разновидностей, но тем не менее сохраняют ряд общих признаков. Как правило, святой представлен безбородым юношей с короткими прямыми, изредка кудрявыми волосами, не закрывающими ушей; встречаются произведения, в которых он показан с усами и короткой бородкой (в основном в образе воина). Изначально св. Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах, с XI в. с атрибутами воина - в доспехах и с оружием, хотя продолжал использоваться и более ранний вариант иконографии; существовали также смешанные варианты (без доспехов, но с мечом, в доспехах и с крестом и так далее). Часто встречается, но не является обязательным изображение мученического венца в виде узкого обруча.

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 1586 г. (ГИМ)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 1586 г. (ГИМ)
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XV в. (Частное собр. В. А. Бондаренко, Москва)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XV в. (Частное собр. В. А. Бондаренко, Москва)

В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в. о св. Димитрии сказано, что он «молод без бороды» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 10. № 2). В иконописном подлиннике (XVIII в.) содержится подробное описание его облика: «...святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну»» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 42).

Изображения св. Димитрия в базилике в Фессалонике

относятся к наиболее ранним произведениям. Иконография св. Димитрия сложилась в доиконоборческое время. Первоначально изображения были распространены главным образом в Фессалонике, покровителем которой он считался с ранневизантийской эпохи. Не исключено, что произведения с образом св. Димитрия существовали уже в раннем V в., когда, согласно преданию, в Фессалонике эпархом Иллирика Леонтием (412-413) была сооружена базилика-мартирий святого (основа существующего здания, неоднократно горевшего и перестраивавшегося, датируется серединой - 3-й четвертью V в.). О ранних изображениях святого сообщают источники, описывающие события конца VI - начала VII в.,- сказания о чудесах св. Димитрия, собранные в 1-й половине VII в. архиепископом Фессалоникийским Иоанном и в конце VII в. анонимным автором. Одному из этих чудес - исцелению расслабленного эпарха Мариана была посвящена упомянутая архиепископом Иоанном мозаика на фасаде базилики, вероятно выполненная по заказу эпарха в знак благодарности святому и служившая подтверждением его целительной силы. В описании чуда о Мариане имеется и упоминание о стоявшем в кивории базилики серебряном ложе, на котором находилось изображение св. Димитрия (по мнению Н. Теотоки, П. Лемерля и Д. Палласа, появление этого ложа было связано с античной погребальной традицией). Сведения об иконах св. Димитрия содержатся в описаниях других чудес, сообщающих о явлениях святого в тех одеждах, в которых его изображают (Lemerle. 1981. Vol. 1. P. 100, 102, 111, 115), и о том, как епископ города Фины в Северной Африке, которому явился св. Димитрий, узнал его изображение на иконе (Ibid. P. 235, 239). В царствование императора Фоки (602-610) родственнику префекта Фессалоники было видение св. Димитрия, сидящего в кивории базилики на драгоценном престоле, рядом на другом престоле восседала Евтаксия (аллегория Благочиния или богиня Тихе - покровительница Фессалоники). Это описание позволило исследователям предположить, что в серебряном кивории, находившемся в центральном нефе фессалоникийской базилики и служившем в ранневизантийское время основным местом поклонения св. Димитрия, помещались его икона и образ Богоматери.

Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона из Покровской ц. с. Гуменец близ Ростова. Рубеж XV и XVI в. (ГМЗРК)

Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона из Покровской ц. с. Гуменец близ Ростова. Рубеж XV и XVI в. (ГМЗРК)
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Ок. 1502 г. Мастер Дионисий (ГТГ)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Ок. 1502 г. Мастер Дионисий (ГТГ)

Древнейшими сохранившимися изображениями св. Димитрия являются мозаичные композиции V-VII вв. в базилике - уникальный пример монументальной декорации ранневизантийского мартирия. Серия автономных вотивных произведений была создана по инициативе разных заказчиков (значительная часть мозаик, находившаяся над аркадой внутреннего северного нефа, погибла во время пожара 1917 и известна по фотографиям и акварелям англ. архитектора У. С. Джорджа). Мозаики свидетельствуют, что к VII в. в Фессалонике сложилась иконография св. Димитрия-мученика, образ которого мог включаться в разнообразные вотивные композиции. Св. Димитрий имеет устойчивые иконографические признаки: он представлен фронтально, часто на фоне апсиды или портика (архитектурные элементы, возможно, символизировали серебряный киворий - место пребывания святого), в образе юноши с короткими прямыми русыми волосами; облачен в патрицианские одежды - орнаментированные хитон и плащ (хламиду) с крупным тавлионом. К V-VI вв. принято относить 2 частично сохранившиеся композиции на западной стене наоса. На одной из них, над южным выходом в нартекс, справа, юноша подводит к св. Димитрию вверяемого его покровительству мальчика, аналогичные фигуры, очевидно, были представлены и слева от св. Димитрия; он здесь показан в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой - деталь, очевидно, подчеркивающая действенность его заступничества. Остатки 2-й композиции находятся над северным выходом в нартекс. В ее левой части фронтально представлены фигура св. Димитрия и в облаках 2 ангела, один с трубой (?) (возможно, это изображение святого великомученика в Царствии Небесном - аллюзия на эпизод из Жития с увенчанием его ангелом в темнице).

Вмч. Димитрий Солунский c житием. Икона из Борисоглебской ц. в Плотниках, Новгород. 2-я четв. XVI в. (НГОМЗ)

Вмч. Димитрий Солунский c житием. Икона из Борисоглебской ц. в Плотниках, Новгород. 2-я четв. XVI в. (НГОМЗ)
Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона. 1609. (ГТГ)

Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона. 1609. (ГТГ)

Остальные композиции (датировка не всегда точно определяется, особенно в случае с утраченными мозаиками) можно разделить на 2 основных типа. К первому, генетически связанному с мозаикой над южным выходом из храма в нартекс, принадлежат сложные сцены со св. Димитрием и детьми (или донаторами), вверяемыми его покровительству. Среди них - композиции, размещавшиеся во внутреннем северном нефе и, видимо, созданные до пожара базилики около 620 г. (св. Димитрий подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем; св. Димитрий на престоле на фоне кивория принимает ребенка из рук матери; св. Димитрий в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи; ребенок, сопровождаемый родителями и др. лицами, подносит голубей св. Димитрию). По мнению Р. Кормака, эти сцены, а также близкая по смыслу композиция с Богоматерью составляли особый вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девочки, соименной Богородице (Cormack R. Writing in Gold: Byzantine Society and Its Icons. L., 1985. P. 87-89. Fig. 27-30). Рядом располагалась композиция со св. Димитрием и несколькими молящимися донаторами (фрагменты, уцелевшие после пожара в 1917, сняты со стены и хранятся в Музее византийской культуры в Фессалонике).

Композиции второго типа, относящиеся в основном к VII в. (были созданы после пожара около 620 г.), представляют более официальные изображения св. Димитрия с донаторами - высокопоставленными духовными и светскими особами, покровительствовавшими базилике. Две мозаики расположены на юго-западном алтарном пилоне: на его северной грани св. Димитрий обнимает за плечи стоящих по сторонам восстановителей храма - префекта Леонтия и архиепископа Иоанна; на восточной грани - сходное изображение св. Димитрия и неизвестного диакона. Сопроводительные надписи прославляют мученика как освободителя Фессалоники от врагов, «друга города», покровителя горожан и чужестранцев. Еще одна частично сохранившаяся композиция такого типа на западной стене центрального нефа изображает св. Димитрия с двумя епископами и двумя диаконами (датируется VII-VIII вв.; лики святого и епископов утрачены). Сокращенный вариант этого типа был представлен на утраченной мозаике во внутреннем северном нефе базилики - 3 медальона с оплечными изображениями св. Димитрия (в центре), епископа (справа от святого) и диакона (слева), с надписью, сообщавшей о работах по поновлению при эпархе Леонтии, очевидно вскоре после 620 г. Кроме этих сложных композиций в базилике существовали и одиночные, вероятно также вотивные, изображения святого в позе оранта. Таковы мозаики VII в. на восточной грани северного предалтарного столпа (фигура в рост, ладони выложены золотой смальтой) и в нише на южной стене алтарной части (поясное изображение). В ранневизантийский период многочисленные изображения патрона базилики соседствовали с изображениями других мучеников, включенных в вотивные композиции (образ св. великомученика Георгия с двумя детьми на западной грани северного предалтарного столпа, ранее считался изображением св. Димитрия, VII в.), Сергия (в позе оранта на западной грани южного предалтарного столпа, VII в.) и св. великомученика Феодора (в позе оранта рядом с молящейся Богоматерью на южной грани северного предалтарного столпа, IX в.). Традиция украшения храма отдельными композициями с образом св. Димитрия сохранялась в средне- и поздневизантийскую эпоху. К XII в. относится сильно поврежденная фреска со святым в позе оранта, венчаемым ангелами, на южной стене храма. В последней трети XIV в. была выполнена фреска на западной грани первого западного столпа южной колоннады центрального нефа. Здесь св. Димитрий представлен укрывающим своим плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому; в правом верхнем углу - Богоматерь с Младенцем. Г. Сотириу и А. Ксингопулос (Ξυγόπουλος Α. ῾Αγ. Ιωασάφ - ῾Αγ. Γρηγοριος Παλαμᾶς // ΓΠ. 1942. Τ. 26. Σ. 194-200) считали юного святого преподобным Иоасафом Индийским - патроном по монашескому имени императора Иоанна VI Кантакузина, а архиерея с кадилом - святителем Григорием Паламой, архиепископом Фессалоникийским. Однако этой интерпретации противоречат иконографические признаки изображенных.

В VI-VII вв. в связи с распространением почитания св. Димитрия его изображения стали появляться за пределами Фессалоники, в том числе на территории Италии, что могло быть связано с первоначальным подчинением Фессалоникийской епархии Римскому престолу. Уже в 60-х гг. VI в. фигура св. Димитрия была включена в мозаичное изображение процессии святых на южной стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Как и другие персонажи, он представлен с венцом в руках. Эта деталь, неизвестная по греческим памятникам, присутствует и в более позднем изображении мученика, сохранившемся на территории Италии,- фреске около 649 г. в римской церкви Санта-Мария Антиква, где святой показан фронтально, с крестом в правой руке и венцом в покровенной левой; изображение сопровождает греческая надпись (Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965. Fig. 378). Ранним свидетельством почитания св. Димитрия в Константинополе служит эмалевая ставротека столичной работы начала IX в. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. На верхнем поле ее крышки помещено поясное изображение святого в образе мученика рядом с фигурами святых Евстафия и Лаврентия. Замысел создателей ставротеки предвосхищает многочисленные произведения средневизантийского времени с изображениями св. Димитрия вместе с другими мучениками. Вероятно, что подобные изображения существовали и в константинопольском храме во имя святого, построенном императором Львом VI Мудрым.

Чтимые изображения и реликварии св. Димитрия в средневизантийский период

В X-XII вв. далеко распространились изображения святого и существенно расширилась его иконография. В этот период продолжали создаваться образы св. Димитрия-мученика, связанные с развитием его почитания в Фессалонике. Там же сформировалось его почитание как целителя-мироточца, благодаря чему возникла устойчивая связь между изображениями св. Димитрия и его реликвиями, менее характерная для почитания других мучеников. Эта тенденция нашла отражение в ряде драгоценных реликвариев XI-XII вв., которые предназначались для мира и крови св. Димитрия и отличались сложной структурой, воссоздающей особенности пространства фессалоникийской базилики. Как правило, реликварии имеют форму саркофагов с двойной крышкой и, по мнению А. Грабара, восходят к упоминаемому в источниках пустому саркофагу (греч. λάρναξ), с X в. находившемуся в кивории базилики или, как считает Х. Бакирдзис, в ее северо-западном компартименте (так называемой гробнице святого). 5 произведений этого типа (3 находятся в сокровищнице собора в Хальберштадте, Германия, по одному - в Великой Лавре св. Афанасия и в монастыре Ватопед на Афоне), несмотря на многочисленные различия в деталях, организованы по общему принципу: имеют верхнюю крышку с образом св. Димитрия в рост и помещенные внутри дверцы, скрывающие другое поясное или поколенное изображение усопшего св. Димитрия или его ученика Нестора. В соответствии с ранневизантийской традицией эти святые представлены в придворных одеждах. Изображения св. Димитрия в позе оранта на верхней крышке, уже несколько архаичные для средневизантийской эпохи, восходят к мозаикам V-VII вв. из фессалоникийской базилики, очевидно через посредство изображений на ложе и саркофаге-ларнаксе (тому же иконографическому изводу следует эмалевое изображение на золотой пластине из монастыря Гелати в Грузии, 1-я половина XI в., Государственный музей Берлина). Упрощенным вариантом этого типа реликвариев св. Димитрия служит мраморный реликварий XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия.

Чудо вмч. Димитрия о царе Калояне. Икона. XIX в. (ГИМ)

Чудо вмч. Димитрия о царе Калояне. Икона. XIX в. (ГИМ)

Ряд произведений такого рода имел более сложный вид. Так, реликварий из монастыря Ватопед украшен сценами, образующими древнейший сохранившийся житийный цикл св. Димитрия. Реликварий из Великой Лавры св. Афанасия, по предположению А. Грабара, первоначально помещался внутри 8-гранного ковчега (1059-1067, ГММК), который, согласно надписи, являлся «образом» кивория базилики в Фессалонике (Бакирдзис считает, что к времени создания ковчега киворий уже не существовал). Грабар опирался на идентичность имен заказчиков обоих произведений (соответственно Иоанн и Иоанн Авториан) и на тот факт, что на московском ковчеге отсутствует образ св. Димитрия, но имеются изображения его сподвижников - святых мучеников Нестора и Луппа, которых нет на реликварии из Лавры. По мнению И. А. Стерлиговой, эта гипотеза требует дополнительных доказательств из-за несовпадения конструктивных признаков двух произведений.

Другую группу реликвариев составляют энколпионы в виде медальонов с изображением внутри усопшего святого, представленного в профиль, лежащим под киворием. Лицевая и оборотная стороны таких произведений украшались фигурами св. Димитрия и других мучеников. Примерами произведений этого типа служат реликварии из собраний Британского музея в Лондоне (XII-XIII вв.) и Дамбартон-Окса в Вашингтоне (XIII-XIV вв.). К этой разновидности драгоценных реликвариев примыкают рядовые произведения: свинцовые ампулы для мира, изготавливавшиеся в Фессалонике с XI-XII вв. и украшавшиеся поясными изображениями св. Димитрия на одной стороне и Христа, Богоматери, святых Нестора, Георгия или Матроны Солунской - на другой.

Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона из Введенской ц. с. Лохта Тарногского р-на Вологодской обл. Кон. XVI в. (Тотемское музейное объе-динение)

Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона из Введенской ц. с. Лохта Тарногского р-на Вологодской обл. Кон. XVI в. (Тотемское музейное объе-динение)

К XII в. относится ряд письменных свидетельств о чтимых предметах с образом св. Димитрия из фессалоникийской базилики, которые обладали тесной связью с его гробницей. Подобно ковчегам для крови и мира, они воспринимались как носители чудесной силы святого, но, очевидно, обладали более высоким статусом, так как принадлежали правителям разных православных государств и способствовали появлению «копий» фессалоникийской базилики. Первое место среди подобных реликвий занимает покров (греч.- προκάλυμμα) саркофага великомученика в 1149 г., перевезенный императором Мануилом I в константинопольский монастырь Пантократора (взамен для Фессалоники был изготовлен новый покров). Сообщения позволяют видеть в этом произведении драгоценный рельеф, или шитый покров с образом св. Димитрия в позе оранта (Tapkova-Zaimova. 1978. P. 263-265; Pallas. 1979. P. 52). Позже прославилась икона святого (очевидно, в облике воина; известна по эпиграмме Феодора Вальсамона), к-рая после взятия Фессалоники норманнами в 1185 г. оказалась в болгарском городе Тырново и была помещена в построенный братьями Петром и Асенем храм во имя св. Димитрия, но в 1186 г. отвоевана византийцами. Некий обильно мироточивший образ святого, по сообщению Робера де Клари, находился в храме св. Димитрия при императорском дворце в Константинополе. В 1197 г. мироточивая «доска гробная» св. Димитрия вместе с его «сорочкой» по инициативе князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо была принесена во Владимир и поставлена в новопостроенном придворномДимитриевском соборе во Владимире (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 422, 437). По мнению Э. С. Смирновой, «доска гробная» была иконой святого, написанной, возможно, на доске, временно покрывавшей гробницу св. Димитрия и после перенесения во Владимир ставшей храмовой иконой Димитриевского собора. Сообщение Степенной книги и надпись на пластине XIX в. позволяют отождествить эту доску с иконой из Успенского собора Московского Кремля, сохранившей живопись 1701 г., где св. Димитрий представлен как воин, а не как мученик (Смирнова. 1997. С. 220-254).

Изображения св. Димитрия - мученика

с X-XI вв. получили распространение в искусстве других регионов Византийской империи, в том числе в Константинополе. Они встречаются преимущественно в небольших произведениях, связанных с личным благочестием; при этом св. Димитрий чаще всего изображается не отдельно, а вместе с другими мучениками. Среди таких памятников - костяные триптихи столичной работы X-XI вв., где св. Димитрий представлен безбородым юношей в нижнем регистре правой створки (триптих, Музеи Ватикана - с мч. Евстратием; Арбавильский триптих, Лувр, Париж - с мч. Прокопием). Следует отметить, что в обоих памятниках нижние ряды на створках заняты изображениями мучеников в патрицианских одеждах, а верхние - фигурами святых воинов: Георгия Победоносца, Евстратия, Феодоров Стратилата и Тирона. Эта особенность указывает на то, что почитание св. Димитрия как мученика и как воина не всегда совпадало с подобными вариантами почитания св. великомученика Георгия и других мучеников. Известны памятники, где воины не противопоставлены мученикам: стеатитовая икона рубежа X и XI вв. (Лувр, Париж), на которой под Этимасией представлены святые Димитрий, Феодор, Георгий и Прокопий с крестами и в патрицианских одеждах, при этом в надписи все они именуются «стратилатами», то есть военачальниками; стеатитовая икона с Деисусом и мучениками Георгием, Феодором, Димитрием, Космой и Дамианом в нижнем регистре (ГЭ). Другие примеры образа св. Димитрия-мученика средневизантийского периода: медальон на поле иконы «Распятие» XII в. из монастыря св. великомученицы Екатерины на Синае ниже св. Георгия Победоносца (также мученика), в паре со св. мучеником Прокопием; изображение на створке эмалевой ставротеки, около 1100 г. (вставлена в так называемый триптих из Ставло; библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк), где кроме св. Димитрия изображены святые Георгий, Феодор и Прокопий.

В XI-XII вв. также появились и монументальные единоличные изображения св. Димитрия-мученика: рельефная икона (серпентин) на фасаде нартекса кафоликона монастыря Ксиропотам на Афоне (XII в.), происходящая, согласно поздней надписи на обрамлении, из храма Святой Софии в Константинополе, крупный мозаичный образ св. Димитрия, молящегося Христу, из афонского монастыря Ксенофонт (XII в.). Это произведение служит парой к аналогичному образу молящегося св. великомученика Георгия (вероятно, оба первоначально были настенными мозаиками) и дает редкий для изображений св. Димитрия-мученика пример изменения традиционных черт его лика: святой представлен не юношей, а зрелым мужем с усами.

В палеологовскую эпоху образ св. Димитрия-мученика, очевидно, не имел широкого распространения, хотя отдельные примеры такой иконографии известны (фигура св. Димитрия с кадящим архиереем на фреске базилики в Фессалонике; василикон (серебряная монета) Андроника III (1328-1341) с изображением предстоящего мученику императора). В XIV в. на основе традиционной иконографии св. Димитрия-мученика возник новый вариант - изображение святого в богато орнаментированных придворных одеждах того времени (длинный подпоясанный кафтан или плащ, высокая фигурная шапка-пилос и трость в руке). Оно встречается в композиции «Небесный двор», размещавшейся в куполах храмов и на их стенах, где изображенные подобным образом мученики предстоят облаченным в царские одежды Богородице и Христу («Царский Деисус»). Такие изображения, свидетельствующие о высоком положении св. Димитрия в иерархии святых, сохранились в составе росписей ряда македонских храмов: Успения в монастыре Трескавец (между 1334 и 1343); св. великомученика Димитрия в Марковом монастыре (ок. 1376); св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (ок. 1380); в некоторых памятниках XVI-XVII вв., например, в росписи кафоликона монастыря Преображения в Метеорах (1483) - с надписью: Ο Μέγας Δούξ; на шитой епитрахили 2-й половины XVI в. в Иверском монастыре на Афоне; на молдавской иконе конца XVI в. (Музей икон в Рекклингхаузене) - с небольшой фигуркой предстоящего св. мученика Нестора; в росписях середины XVI в. храмов Сучавы и Арборе, Румыния. Этот вариант иконографии оказал воздействие на многочисленные балканские произведения поствизантийской эпохи, на которых св. Димитрий изображался фронтально, вместе с другими мучениками или отдельно: на иконе св. Димитрия и св. великомученика Георгия (XVII в., монастырь Дохиар на Афоне), на иконе св. Димитрия (1-я половина XVII в., собрание митрополии в Фессалонике); в афонских росписях, например, в трапезной монастыря Ксенофонт (1498), в кафоликоне монастыря преподобного Дионисия (1547), в притворе старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1564), в парекклисионе св. Архангелов в монастыре Хиландар (1718), в храме скита св. Анны (1757) и др. В этих памятниках св. Димитрий часто представлен в двух хитонах разной длины, иногда - в подбитом мехом кафтане и плаще, с тростью в руке; в XVIII-XIX вв. под воздействием западноевропейской иконографии мучеников такие изображения могут дополняться пальмовой ветвью.

В искусстве XIV в. и более позднего времени также известен вариант, совмещавший черты воина и мученика. Такова фреска церкви св. великомученика Георгия «ту Вуну» в Кастории, Греция (ок. 1385), где святой, представленный рядом со святителем Николаем Чудотворцем, одет в мученические одежды, в правой руке держит крест, в левой - поднятый рукоятью вверх меч, уподобленный кресту как духовному оружию; в более ранних росписях храмов - церкви преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Арилье, Сербия (1296), и церкви святых Апостолов в Фессалонике (1310-1314) - присутствуют сходные изображения. Очевидно, в поздневизантийской культуре существовала традиция противопоставления образа вооруженного Георгия изображению св. Димитрия в патрицианских одеждах: кроме росписей церкви св. великомученика Георгия в Кастории, где фигура св. Димитрия соседствует с образом тронного Георгия-воина, она известна, например, по росписям церкви св. Николая в Люботене близ Скопье, Македония (ок. 1348), где Георгий-воин и св. Димитрий-мученик представлены в составе одной композиции. Возможно, бытование на Балканах иконографии св. Димития в мученических одеждах было связано с фессалоникийской традицией.

Распространение в поствизантийской живописи иконографии св. великомученика Георгия-кефалофора (от κεφαλή - голова и φέρω - нести) в молении Христу привело к формированию аналогичного извода иконографии св. Димитрия -мученика, известного по немногим памятникам афонского происхождения: роспись старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1544) и изображение на нижнем поле иконы «Христос Великий Архиерей со святыми на полях» из храма Протата (XVI в.), где св. Димитрий представлен в паре со св. великомучеником Георгием-кефалофором. В этих произведениях святой изображен в молении Христу, показывающим Ему свою рану (согласно Житию, святой был пронзен копьями); на иконе из Протата помещена надпись с текстом молитвы св. Димитрию, на фреске из Ксенофонта изображен Христос, протягивающий мученику венец и свиток. В поствизантийскую эпоху св. Димитрий иногда изображался как мученик и в произведениях, относящихся к тронному варианту его иконографии.

Изображения св. Димитрия - воина

Почитание св. Димитрия как воина Христова, покровителя христианских военачальников и императоров, заступника христиан, сложившееся к XI в., привело к широкому распространению соответствующего иконографического извода (об аналогичном развитии иконографии св. великомученика Георгия и других мучеников см.: Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Он же. Рус. средневек. живопись: Статьи и исслед. М., 1970. С. 55-102); вероятно, этот процесс был обусловлен и развитием почитания святого как защитника Фессалоники от вражеских нашествий. Одним из ранних примеров подобной иконографии служит выходная миниатюра из Псалтири Василия II (Marc. gr. 17. Fol. IIIa, ок. 1004 г.), где по сторонам императора-триумфатора в воинских одеждах, попирающего врагов, помещено 6 медальонов с поясными фигурами воинов, в том числе св. Димитрия, сопоставленного со св. мучеником Прокопием. Ранее была создана резная костяная икона (2-я половина X в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк) - редкий вариант одиночного изображения святого в облике воина, пример полностью сложившейся иконографии св. Димитрия: святой показан фронтально, облаченным в доспехи и плащ, в правой руке копье, левой опирается на щит, за спиной - меч в ножнах. Эти типичные для иконографии святых воинов атрибуты встречаются во многих поздних изображениях св. Димитрия, хотя копье стало особенно популярной деталью его иконографии, очевидно, напоминая об орудии смерти святого.

Сфера применения иконографии св. Димитрия-воина была весьма обширной. Однако, как и в случае с образом св. Димитрия-мученика, чаще всего это были групповые изображения святых воинов, подобные образам на миниатюре из Псалтири Василия II. Таковы, например, икона святителя Николая Чудотворца (1-я половина XI в., монастырь св. великомученицы Екатерины на Синае) - св. Димитрий по пояс, на поле иконы в паре со св. великомучеником Георгием, над Феодором и Прокопием; костяной триптих с изображением 40 мучеников Севастийских в среднике и 8 святых воинов на створках (XI в., ГЭ) - св. Димитрий рядом со св. великомучеником Меркурием; эмалевая икона Архангела Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко в Венеции) - на полях изображены 8 святых воинов, в том числе представленные на одной пластине св. Димитрий и св. мученик Нестор. В произведениях такого типа св. Димитрий предстает как член небесного воинства, в состав которого входят также Севастийские мученики и Архангел Михаил. Та же идея нашла отражение в памятниках, где святые воины представлены вдвоем или втроем, например, на камее с фигурами великомучеников Георгия и Димитрия, венчаемых Христом (X-XI вв., Кабинет медалей Национальной библиотеки, Париж); сланцевая икона великомучеников Георгия и Димитрия (XI-XII вв., ГЭ) - святые показаны в повороте друг к другу; на стеатитовой иконе великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия  (XII в., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический») и на иконе тех же святых (XII в., ГЭ) - на обеих св. Димитрий с воздетым обнаженным мечом. Изображение приготовленного для боя меча в памятниках средневизантийского времени могло получить несколько иную трактовку: на сланцевой иконе великомучеников Георгия и Димитрия из ГЭ, а также на дне серпентинового литургического сосуда из сокровищницы Сан-Марко (XII в.) мученик представлен вынимающим меч из ножен или вкладывающим в ножны. Редкий для средневизантийской эпохи пример отдельной иконы св. Димитрия-воина - небольшой мозаичный образ с поясным изображением святого (2-я половина XII в., монастырь св. великомученицы Екатерины на Синае). Образ святого в воинских одеждах встречается в циклах Минологиев, в том числе рукописных (миниатюра из Евангелия 1059 г.- Dionys. Сod. 587. Fol. 123a). Одиночное ростовое изображение св. Димитрия известно по византийской камее XII в., вставленной в русскую панагию XVII в. (находилась в древлехранилище братства св. Александра Невского во Владимире, ныне в частном собрании). Аналогичные изображения встречаются на печатях XI и XII вв., отражающих почитание св. Димитрия как тезоименитого святого или покровителя должностных лиц (фигура святого, опирающегося на щит, с копьем в правой руке). На фоне этих стандартных произведений выделяется относящаяся к рубежу XII-XIII вв. печать Фессалоникийского митрополита Константина Месопотамита, на которой св. Димитрий-воин как покровитель местной кафедры укрывает плащом коленопреклоненного архиерея. Эта редкая иконография, напоминающая более позднюю фреску базилики в Фессалонике, где святой укрывает плащом кадящего архиерея, возможно, также связана с почитанием «сорочки» мученика. С XIII в. изображения св. Димитрия-воина как местного святого встречаются на монетах, отчеканенных в краткий период существования Фессалоникийской империи (монета Феодора Ангела Комнина Дуки (1222-1230), где св. Димитрий вручает город императору или получает город от него) и в палеологовскую эпоху. Тип монет с изображением св. Димитрия был заимствован и правителями Второго Болгарского царства из династии Асеней, традиционно почитавшими солунского святого (монеты Иоанна Асеня II).

В монументальной живописи XI-XII вв., как и в перечисленных памятниках др. видов искусства, св. Димитрий обычно изображается вместе с наиболее почитаемыми святыми воинами. Редким примером изображения в зоне сводов храма служит мозаика южной подпружной арки кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.): рядом в медальоне представлен св. мученик Нестор, а симметрично, на северной подпружной арке - св. великомученик Георгий. Этот вариант расположения фигуры святого, вероятно относящийся к ранней стадии развития средневизантийской монументальной декорации (сравните выполненные примерно в то же время изображения Севастийских мучеников на подпружных арках Софийского собора в Киеве), в дальнейшем сменился размещением фигур воинов-мучеников в нижнем регистре росписи, в непосредственной близости к молящимся, надеющимся на заступничество этих святых. Характерные примеры таких изображений - росписи 2 храмов в Кастории последней трети XII в.: св. Николая Каснициса, где св. Димитрий представлен на южной стене (с копьем в правой руке, опущенным миндалевидным щитом и мечом у пояса), и св. Бессребреников, где он изображен на северной стене центрального нефа (с копьем в правой руке и приподнятым мечом в левой; кроме доспехов святой облачен в два богато украшенных хитона - короткий и длинный, скрывающий ноги до щиколоток). Обе росписи в Кастории, где св. Димитрий изображен рядом со св. великомучеником Георгием, свидетельствуют об установлении их парного почитания как величайших воинов-мучеников. Известны редкие случаи размещения изображений св. Димитрия-воина в алтарном пространстве, объясняемые особенностями заказа или архитектуры храма (мозаика собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113), располагавшаяся на южной лопатке северо-восточного столпа, на одном уровне с композицией «Евхаристия» (ныне в ГТГ); мозаика в апсиде собора в Чефалу, Сицилия (около 1148) - св.. Димитрий представлен вместе с мучениками Нестором и Георгием), а также в откосах окон (роспись храма монастыря Вардзиа в Грузии, 80-е гг. XII в.).

Традиция размещения фигуры св. Димитрия в нижней зоне храмовых росписей нашла продолжение в искусстве палеологовского периода. В эту эпоху фигуры воинов часто изображаются в сложных ракурсах и в резком движении, что, с одной стороны, соответствовало общим тенденциям развития стиля, а с другой - должно было подчеркнуть свойства этих святых - «скорых на помощь», всегда готовых сразиться с телесными и духовными врагами православных христиан. Созданию этого впечатления способствовали акцент на физической мощи фигур воинов, а также наличие большого количества вооружения у них; в это время св. Димитрий часто изображается и с мученическим венцом в виде тонкого обруча. К числу наиболее выразительных изображений св. Димитрия в монументальной живописи палеологовской эпохи относятся росписи церкви св. Димитрия в Прилепе (около 1290) - храмовый образ на предалтарном столпе, изображение с ктитором Димитрием Мисинополитом в южном нефе; церковь Протата на Афоне (1290), мастер Мануил Панселин,- традиционный набор оружия дополнен луком и колчаном со стрелами; церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295); кафоликона монастыря Хиландар (1318-1320), парекклисиона св. Евфимия при базилике св. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.) - на левом предалтарном столпе, парный храмовому образу преподобного Евфимия; парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321); церкви св. Николая Орфаноса в Фессалонике (20-е гг. XIV в.) - святой представлен с остроугольным щитом, на котором начертан крест, крест показан и на флажке, венчающем его копье; кафоликона монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (90-е гг. XIII в. или 30-40-е гг. XIV в.); церкви монастыря св. апостола Андрея на Треске, Македония (1388-1389); церкви Вознесения монастыря Раваница, Сербия (80-е гг. XIV в.),- св. Димитрий с луком, стрелами и небольшим круглым щитом - атрибутами, типичными для его поздне- и поствизантийской иконографии. Известны случаи размещения образа св. Димитрия в предалтарной зоне. Так, в росписях церкви Спасителя в монастыре Жича, Сербия (роспись 1309-1316, очевидно, повторяет программу росписи около 1220), изображения великомучеников Георгия и Димитрия помещены на предалтарных пилонах, рядом со Христом, Богоматерью и покровителями сербской королевской династии - архидиаконом Стефаном и преподобным Саввой Освященным.

От XIV-XV вв. сохранилось большое количество икон с единоличными изображениями Д. С.-воина. Среди них особое место занимает мозаичная икона нач. XIV в., из Музея Чивико во 2-й пол. XV в. попавшая в Италию. Изображение святого в динамичной позе, в сложных доспехах (в т. ч. с заостренным щитом, на котором представлен лев) напоминает росписи того же периода; в верхнее поле иконы вделана ампула с фигурами Д. С. и св. Матроны Солунской. В более статичной позе Д. С. показан на 2 стеатитовых иконах (рубеж XIII и XIV вв., Лувр, Париж), на одной из них святой, надев на левое плечо лук, сжимает в левой руке три стрелы, одновременно придерживая край плаща. Традицию небольших ростовых изображений святого, предназначенных для личной молитвы, продолжают миниатюрные иконы конца XIV - 1-й половины XV в., на которых хрупкая фигура святого контрастирует с обилием массивных, сложных по рисунку предметов вооружения: выгнутым треугольным щитом, луком, колчаном, откинутым на спину шлемом (икона рубежа XIV и XV вв., Музей прикладного искусства, Белград; икона 1-й половины XV в., монастырь Преображения в Метеорах,- св. Димитрия венчают ангелы). Среди ростовых изображений святого выделяется икона конца XIV в. из церкви Панагии Горгоэпикоос в Верии (Греция), относящаяся к компромиссному варианту иконографии - св. Димитрий представлен как воин, но в статичной позе, поверх доспехов он облачен в патрицианский плащ с тавлионом. В церкви св. великомученика Георгия в Оморфоклисье близ Кастории невысокий расписанный рельеф (Византийский музей в Кастории), на котором резьбой выделены лишь очертания фигуры, упрощенно повторяет скульптуру св. великомученика Георгия из того же храма.

В станковой живописи палеологовского периода преобладают сравнительно несложные по иконографии поясные изображения святого, аналогичные многим изображениям св. великомученика Георгия. Однако и в них подчеркивается воинский и защитный аспекты его почитания. Кроме копья и меча в этих произведениях часто бывает показан щит (икона около 1300, монастырь Ватопед на Афоне - одновременно с ней создан парный образ св. великомученика Георгия; небольшая икона того же времени из этого же монастыря редкого для поясных изображений извода - святой извлекает меч из ножен; изображение начала XIV в. на обороте иконы «Богоматерь с архангелами» из церкви святителя Николая «тис энориас Дексьяс» в Верии (Археологический музей, Верия); образ середины XV в. из церкви Панагии Фанеромени в Верии - в правой руке обнаженный меч, в левой - опущенные ножны). Наиболее сложный пример такой иконографии - икона около 1405 г. из церкви св. Димитрия в Марковом монастыре, аналогичная более раннему (около 1385?) фресковому изображению на южном фасаде храма, над входом, в нише, по сторонам которой представлены ктиторы. В обоих случаях образ св. Димитрия сопровождается редким эпитетом Ο Ελεήμων (Милостивый); святой представлен с копьем наперевес, с опущенным мечом в правой руке и с висящим на перевязи щитом, украшенным маскароном (изображением в виде маски); на перекрестье нагрудника помещено изображение Христа Ангела Великого Совета. На иконе из Маркова монастыря щит и рукоять меча св. Димитрия покрыты криптограммами, которые расшифровываются как Δημήτριος ᾿Απόκαυκος Μέγας Δούξ Πόλεως Θεσσαλονίκης, Δημήτριος ᾿Απόκαυχος или Δημήτριος ᾿Αθλόφορος Χριστοῦ Κοσμήτης Πόλεως. Эти необычайно пространные для изображений св. Димитрия тексты, связанные с его почитанием в Фессалонике и в Македонии, содержат надписи: Μέγας Δούξ (Великий Дука) и ᾿Απόκαυκος, известные по другим памятникам XIV-XVII вв. (последний, например, сопровождает ростовой образ св. Димитрия в росписи церкви св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории, 80-е гг. XIV в.). По предположению А. Ксингопулоса, первый эпитет был заимствован из придворных ритуалов эпохи Палеологов, второй связан с событиями, происходившими в Фессалонике в середине XIV в., и с историческими деятелями того времени - великим дукой Алексеем Апокавком и его сыном великим примикирием Иоанном. Распространение таких эпитетов св. Димитрия в XIV в. представляет параллель иконографии св. великомученика Георгия, часто именуемого в этот период «Скорый», «Победоносец» и «Диасорит», и отражает почитание святых воинов как заступников христиан, очевидно усилившееся в связи с турецкой экспансией византийской и балканской территорий.

Многочисленные поствизантийские изображения св. Димитрия-воина продолжают традиции палеологовской эпохи, которые в XVIII-XIX вв. дополняются цитатами из западноевропейского искусства. Среди них есть произведения с традиционной поясной фигурой: миниатюра из Стихираря (Sinait. gr. 1234. Fol. 60v, 1469 г.); образ середины XVI в. (Византийский музей в Афинах); две иконы 2-й половины XVI в. (Национальный музей средневекового искусства в Корче, Албания) - одна из церквей св. Димитрия в Берате, которая приписывается мастеру Онуфрию; другая с надписями: ῾Ο Μυροβλύτης (Мироточивый) и Μέγας Δούξ - его сыну Николаю; икона 2-й половины XVIII в. (монастырь Ксиропотам) и многие другие. К середине XIX в. появилось несколько примеров трансформации этого типа под воздействием искусства барокко: св. Димитрий изображается в активном развороте, в доспехах западноевропейского типа и в фигурном шлеме (икона 1844, монастырь Кастамонит на Афоне; гравюра, 1864). Примеры икон с изображениями в рост: царские врата критской работы, 2-я половина XV в. (Музей при церкви Богородицы Евангелистрии, остров Тинос),- на створках фигуры великомучеников Георгия и Димитрия, попирающих змея и скорпиона; образ 1632 г. (монастырь Хиландар) - ориентирован на памятники раннего XIV в.; икона XVII в. (монастырь Эсфигмен). Многочисленны произведения с парными изображениями великомучеников Георгия и Димитрия или с изображением нескольких святых воинов (икона 1515-1538 гг. с Георгием, Димитрием и Феодором из Протата), иконы св. Димитрия и св. Нестора, попирающих соответственно царя Калояна и гладиатора Лия (икона XIX в. из представительства Иверского монастыря в Карее на Афоне). Среди копирующих палеологовские образцы изображений святого в поствизантийской монументальной живописи - росписи кафоликонов монастырей Кутлумуш (1540) и Ставроникита на Афоне (1546, Феофан Критский); церкви Панагии Влахернитиссы в Берате, Албания (конец XVI в.),- с надписью: Μέγας Δούξ; парекклисиона Панагии Горгоэпикоос в монастыре Дохиар на Афоне (1744) и др.

Изображения св. Димитрия на престоле

Изображения святого, восседающего на престоле, существовали уже в ранневизантийское время (вотивные мозаики базилики в Фессалонике), но широкое распространение получили в комниновском и палеологовском искусстве. Этот процесс был общим для иконографии воинов-мучеников и отражал веру в их могущество и почитание как предводителей небесного воинства, «изгоняющих врага души» (эпиграмма Мануила Фила, обращенная к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»). Однако тронные изображения св. Димитрия количественно превосходят аналогичные произведения с фигурами других святых воинов. К числу ранних примеров подобной иконографии относятся: византийский рельеф на фасаде собора Сан-Марко в Венеции (XII в.); костяная иконка из Херсонеса (рубеж XII и XIII вв., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический»); русская икона из Успенского собора в Дмитрове (начало XIII в., ГТГ) - везде св. Димитрий представлен с наполовину извлеченным из ножен мечом. В палеологовскую эпоху этот тип приобретает тесную связь с почитанием св. Димитрия как покровителя Фессалоники: в росписи новгородской церкви Спаса на Ковалёве (1380), исполненной балканскими мастерами, и на иконе 1-й половины XV в. из монастыря преподобного Дионисия на Афоне св. Димитрий представлен сидящим на фоне городских стен. В последствии иконография св. Димитрия на престоле получила широкое распространение в русском и балканском искусстве, при этом в иконах поствизантийского периода меч обычно изображается вложенным в ножны и поднятым острием кверху, в правой руке святого появляется копье, отсутствовавшее в ранних памятниках такого типа (икона XVII в., Иверский монастырь), иногда меч не изображается (икона 1507 г., монастырь Пантократор на Афоне; икона конца XVIII в., монастырь Ставроникита). Детализированное изображение доспехов и оружия на таких иконах следует традиции, общей для палеологовского и поствизантийского искусства. Образ св. Димитрия-полководца-триумфатора в ряде случаев подчеркивается надписями: Μέγας Δούξ и ᾿Απόκαυκος.

На некоторых иконах XVI-XVIII вв. восседающий на престоле св. Димитрий как победитель попирает ногами и поражает копьем царя Калояна, что придает триумфальный характер иконографии (средник житийной иконы XVI в., монастырь Каракал; икона 1-й половины XVII в., монастырь Пантократор на Афоне; икона рубежа XVII и XVIII вв., монастырь Варлаама в Метеорах,- под ногами св. Димитрия чудовище или скорпион). Подобные произведения входят в группу тронных изображений мучеников (св. великомученик Георгий, в русской традиции - св. великомученик Никита), торжествующих победу над врагом, чудовищем или диаволом, и связаны с событиями, описанными в Житии святого. В случае с изображениями св. Димитрия - это рассказ о чуде с осаждавшим Фессалонику болгарским царем Калояном или житийный эпизод со скорпионом, которого мученик победил в темнице молитвой.

В XVII-XVIII вв. образ св. Димитрия, восседающего на престоле, иногда сопровождает изображение предстоящего ему и святых, почитавшихся в Фессалонике. Обычно это св. мученик Нестор Солунский (например, икона 2-й половины XVII в., монастырь Хиландар; икона рубежа XVII и XVIII вв., монастырь Варлаама в Метеорах). На образе XIX в. из келлии св. Димитрия при монастыре Хиландар св. Димитрию предстоят мученики Нестор и Лупп Солунские - все в мученических одеждах. Обычай изображать св. Димитрия на престоле как мученика, а не как воина существовал уже в XVII в. (икона 1609 (?), монастырь Ксенофонт). Очевидно, подобные образы возникли под воздействием поствизантийской иконографии св. Димитрия-мученика в пышных придворных одеждах.

Изображения св. Димитрия на коне

принадлежат к большой группе композиций с фигурами конных святых воинов, известных в христианском искусстве с ранневизантийского времени и восходящих к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции не всегда сопровождались надписями с именами святых и часто имели обобщенный характер, символизируя победу над злом, воплощенным в образе демона, дракона, языческого царя или воина (изначально это были символические мотивы, а не иллюстрации к определенному житийному тексту). При этом фигуры побежденного святым воином врага присутствуют не во всех композициях.

Изображения св. Димитрия на коне возникли позднее аналогичных изображений других воинов и, вероятно, под их влиянием. Они часто размещались на наружных стенах и дверях храмов, имея охранительное значение. Одним из древнейших примеров этой иконографии является шиферная плита 2-й половины XI в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. О разнообразии ранних изображений конного св. Димитрия свидетельствует роспись церкви Мацхвариши в селе Латали в Сванети, Грузия (1140), где святой представлен поражающим змея. Композиция, входящая в состав цикла из трёх изображений всадников (кроме св. Димитрия великомученики Георгий и Феодор), очевидно, имела патрональное значение: она размещена напротив сцены коронации грузинского царя Деметре I. Конный св. Димитрий (вместе с Феодором) также представлен в росписи западного фасада церкви св. великомученика Георгия в Курбинове, Македония (1191). В искусстве XIII-XIV вв. существуют изображения св. Димитрия на коне как триумфатора без побежденного противника: на золотой иконе из «сокровища гвельфов» (конец XII - 1-я половина XIII в., Государственный музей Берлина); на стеатитовой иконе (рубеж XIII и XIV вв., ГММК) - св. Димитрий представлен на мерно шагающем коне, обращен к зрителю, меч воздет; в резной композиции на дверях из цекрви св. Николая Больничного в Охриде (XIII в., Национальный исторический музей, София) - кроме св. Димитрия изображены еще 7 всадников; на бронзовой иконке (XIII в., ГЭ); на серебряной монете (полуставратон) Мануила II Палеолога (1391-1395) - с мечом в поднятой деснице. Необычную трактовку эта тема получила в росписи западного фасада церкви св. Димитрия в Марковом монастыре: конного св. Димитрия благословляет Христос Еммануил, рядом 6 летящих ангелов, подносящих святому предметы вооружения, по сторонам св. Димитрия представлены мученики Нестор и Лупп в светских одеждах. Редкий пример этого варианта типа триумфатора в поствизантийском искусстве - икона рубежа XVI и XVII вв. (Музей при церкви Панагии Антивуниотиссы, остров Керкира), на которой св. Димитрий показан фронтально, позади изображен укрепленный город, согласно надписи Фессалоника. В ряде случаев св. Димитрий представлен вместе с другими воинами-всадниками - св. великомучеником Феодором (икона, написанная в мастерских крестоносцев, около 50-х гг. XIII в., монастырь св. великомученицы Екатерины на Синае; миниатюра из греко-грузинской рукописи конца XV в.- РНБ. О. I. 58. Л. 60 об.) или св. великомучеником Георгием (рельефный образ XIV в., вставленный в житийную раму XVI в., из Созополя, ЦИАМ,- святые побивают змеев), а также с императором (медный торнесион Андроника IV, 1376-1379). Относящиеся к XIV в. (?) фресковые изображения конного св. Димитрия (одного и вместе со св. великомучеником Георгием) уцелели в базилике св. Димитрия в Фессалонике, плохая сохранность композиций не позволяет утверждать или отрицать, что они включали фигуры поверженных святым врагов.

Изображения св. Димитрия, поражающего воина, в византийском искусстве получили распространение в XIII-XIV вв. В этот период они приобрели литературную основу - включенное в Житие св. Димитрия сказание о чудесном заступничестве святого за Фессалонику, осажденную болгарским царем Калояном (в поздней традиции в надписях на иконах - Скилояннисом). К числу ранних изображений чуда с Калояном принадлежат фрески церквей в Крокеэсе в Лаконии, Греция (1286),- св. Димитрий пеший - и в монастыре Дечаны - часть житийного цикла. Большинство примеров этой иконографии, за исключением сцены в среднике фрагментарно сохранившейся житийной иконы середины XIV в. (?) из Тырнова (крипта храма св. Александра Невского, София; датировка Г. Герова), относятся к поствизантийскому времени. Такие композиции имеют много вариантов: царь Калоян может изображаться как на коне (икона XVII в. из келлии св. Димитрия при монастыре Филофей на Афоне), так и чаще без него (роспись на фасаде храма Драгалевского монастыря Богородицы Витошской близ Софии, 1476; икона конца XV в. из Митрополии (кафедрального собора) Козани; миниатюра из греко-грузинской рукописи - РНБ. О. I. 58, Л. 60; икона 1-й половины XVI в., ГИМ; икона XVII в., монастырь Дохиар), на заднем плане зачастую помещается изображение Фессалоники, упрощенное (икона 1758, монастырь Каракал) или детализированное, хотя в целом абстрактное (икона из церкви св. Николая в Воскопое, около 1725, Национальный музей средневекового искусства в Корче, Албания).

Под влиянием распространенных на Балканах изображений св. великомученика Георгия, побивающего змея, в варианте «Двойного чуда» - с представленным позади святого отроком, избавленным из арабского плена,- возник аналогичный тип изображения св. Димитрия (конного св. Димитрия с отроком на свинцовых паломнических медальонах XII-XIII вв.- частное собрание в Нью-Йорке и из раскопок 1999 в Великом Новгороде). Подобные композиции включают изображение сидящего на коне за спиной св. Димитрия Киприана, еписокпа города Фины в Северной Африке, которого святой избавил от рук пиратов. Популярность чуда о епископе в балканской иконописи связана с почитанием святых воинов как защитников христиан от турецких гонений. Примерами изображений этого события служат: икона XVII в. из келлии св. Димитрия при монастыре Филофей; икона начала XVIII в. из келлии св. Димитрия в Протате; икона 1758 г. из монастыря Каракал и др. Иконография «Чудо св. Димитрия о Калояне» (в том числе с изображением Фессалоники и чуда с епископом Киприаном) нашла отражение во множестве греческих икон и гравюр XIX в.; в позднем балканском искусстве известны и примеры парного изображения чудес великомучеников Георгия и Димитрия (на многочастных иконах, складнях и гравюрах). Зачастую царь Калоян изображается в виде усатого воина (западноевропейского или турецкого типа?), по-видимому, иногда в нем видели не болгарского царя, а побежденного св. мучеником Нестором гладиатора Лия из Жития св. Димитрия (сравните замечание архидиакона Павла Алеппского о русской иконе чуда св. Димитрия в монастыре Галата в Яссах: «…св. Димитрий Солунский, конь которого топчет лошадь Лия: кровь выступает из ее ноздрей, подобно пламени, копье святого изломано в куски, а в руке его меч» - Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 58). Хотя чудо с Калояном было связано с победой греков над болгарами, этот сюжет был востребован и в славянских землях, что объясняется восприятием св. Димитрия как защитника не только Фессалоники, но и всех православных христиан в период турецкой оккупации Балкан.

Циклы Жития св. Димитрия

численно уступающие лишь циклам св. великомученика Георгия, известны с XI в., хотя могли существовать и ранее. Некоторые сцены, главным образом связанные с описанной в Житии победой св. мученика Нестора над Лием, представлены на миниатюрах из Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 125 v.). Первый полный цикл, украшающий серебряный реликварий XII в. (монастырь Ватопед), включает 5 сцен cо св. Димитрием и св. мучеником Нестором (моление св. Димитрия в темнице, чудо со скорпионом, благословение Нестора, сражение Нестора с Лием и убиение св. Димитрия), а также два посмертных чуда (исцеление эпарха Мариана и избавление Фессалоники от славян, которое могло пониматься и шире как символический образ св. Димитрия-покровителя города, здесь святой представлен воином, стоящим на городских стенах и поражающим воинов копьем). По мнению Ксингопулоса, изображения на реликварии могут восходить к утраченному монументальному циклу, находившемуся в фессалоникийской базилике (остатки цикла, сохранявшиеся до пожара 1917, Ф. И. Успенский датировал началом XIV в.). Остальные сохранившиеся византийские циклы относятся уже к палеологовскому периоду. Один из них входит в состав лицевого Минология, созданного между 1322 и 1340 гг. для фессалоникийского деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 54v - 55). Рукопись завершается циклом св. Димитрия, небесного покровителя деспота. Он включает изображение святого как мученика и 6 сцен: приведение к императору, Чудо со скорпионом в темнице и благословение Нестора на борьбу Нестора с Лием, казнь Нестора, казнь св. Димитрия и его погребение. Сцены Жития св. Димитрия представлены в росписях ряда крупных храмов конца XIII-XIV в. на территории Сербского государства, где св. Димитрий пользовался особым почитанием и многие церкви были ему посвящены: верхний придел церкви Богородицы Левишки в Призрене (10-е гг. XIV в.), в Пече (40-е гг. XIV в.), придел храма монастыря Дечаны (середина XIV в.), в Марковом монастыре, а также в Мистре, Греция (конец XIII в.). Наличие подобных циклов объясняется посвящением св. Димитрию храмов, связанных с членами византийской и сербской династий. Как правило, они включают сцены проповеди святого, приведения к императору, историю Нестора и Лия, сцену убиения св. димитрия. Развернутый цикл в Дечанах, состоящий из 12 композиций, содержит изображения посмертных чудес, в основном связанных с темой защиты Фессалоники (спасение города от голода, чудо с падением башни, избавление города от осады «куманами» (очевидно, славянами и аварами), видение ангелов и отказ святого покинуть Фессалонику, убиение Калояна), а также сцену исцеления эпарха Мариана. Сцена с видением ангелов, где показан саркофаг св. Димитрия, на котором он лежит в позе оранта, восходит к ранней иконографии святого, она присутствует и в росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене (не поддается точному определению из-за плохой сохранности).

Судя по фрагменту иконы конного св. Димитрия из Тырнова (крипта храма Александра Невского, София), житийные иконы святого существовали уже в XIV в. (Геров датирует образ серединой XIV в., не исключена и более поздняя дата). На иконе уцелели 4 клейма на правом поле: св. Димитрий перед императором, император с супругой на стадионе (очевидно, симметрично располагалась сцена сражения Нестора с Лием), св. Димитрий благословляет св. мученика Нестора (последний представлен как воин без нимба) и убиение св. Димитрия. Остальные иконные циклы Жития святого - поствизантийского времени. К XVI в. относятся однотипные иконы со св. Димитрием на троне из монастыря Каракал на Афоне и с острова Миконос. Краткие циклы, состоящие из 7-8 сцен, в основном ограничиваются событиями, описанными в Житии святого (на иконе с острова Миконос изображено чудо с Калояном, на иконе из монастыря Каракал Калоян представлен в среднике, под ногами сидящего св. Димитрия). Их отличительными чертами являются присутствие редкой сцены раздачи св. Димитрием милостыни (известна по росписям в Дечанах, возможно, заимствована из цикла св. великомученика Георгия) и необычная трактовка сцены в темнице: св. Димитрий в коленопреклоненном молении перед иконами Христа и Богоматери. Помещенная на нижнем поле иконы из монастыря Каракал сцена убиения св. Димитрия выделена фланкирующими ее фигурами огненных шестокрылов. Раму рельефной иконы великомучеников Георгия и Димитрия из Созополя (XVI в., ЦИАМ) отличает совмещение сходных эпизодов Житий двух святых: во 2-м и 3-м клеймах Георгий и Димитрий изображены вместе, сидящими в тюрьме и предстоящими императору (эта особенность, очевидно, обусловлена двойным изображением этих святых в более раннем среднике).

В остальных поствизантийских циклах, относящихся в основном к XVIII-XIX вв. и известных как в иконописи, так и в монументальной живописи, больше внимания уделяется посмертным чудесам св. Димитрия, таким как избавление епископа Киприана, спасение Фессалоники от врагов и от голода, явление огня у гроба святого, исцеления, «бегство» святого из Фессалоники после взятия города норманнами в 1185 г. и так далее. Они входят в состав циклов на иконах XVIII в. (13 сцен) из церкви св. великомученика Георгия близ Фиери (Институт памятников культуры в Тиране, Албания) и 1800 г. (14 сцен) из монастыря Филофей на Афоне (в обоих случаях средником служит изображение чуда с Калояном, дополненное фигурой епископа, сидящего позади св. Димитрия). На чеканных серебряных пластинах XVIII в., составлявших оклад иконы св. Димитрия (Византийский музей в Афинах), 11 из 13 сцен отведены подвигам св. Димитрия и св. мученика Нестора (в том числе редкому сюжету с казнью св. мученика Луппа), а остальные - чуду с епископом Киприаном. Известны также житийная икона рубежа XVII и XVIII вв. из села Бобошева в Болгарии с изображением св. Димитрия, попирающего скорпиона, в среднике и 12 сценами, включающими парные изображения чудес св. Димитрия и св. великомученика Георгия (крипта храма св. Александра Невского, София), и ряд циклов в монументальной живописи афонских монастырей: в парекклисионе св. Димитрия в монастыре Хиландар (15 сцен, 1779; пострадал при пожаре 2004 г.), в парекклисионе св. Димитрия в монастыре Зограф (9 сцен, конец XVIII в.) и в кладбищенском храме монастыря Ставроникита (1789).

Отдельные сцены из Жития св. Димитрия

В византийском искусстве достаточно рано самостоятельное значение приобрела сцена убиения св. Димитрия - изображение воина (воинов), который пронзает его копьем в темнице (Λογχισμός). Уже в средневизантийский период эта сцена встречается в составе циклов минологиев, отмечая день памяти святого, - например, на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 139, 976-1025 гг.) представлен воин, пронзающий отшатнувшегося св. Димитрия, на миниатюре из Минология середины XI в. (ГИМ. Син. греч. 175. Л. 226; на л. 218 об.- одиночное изображение святого) и на минейной иконе XII в. на сентябрь, октябрь и ноябрь из монастыря св. великомученицы Екатерины на Синае. Последняя композиция имеет во многом символический характер: в роли убийцы святого, восседающего на престоле, изображен черный «эфиоп». В более позднее время сюжет трактовался в историческом духе: святого пронзает копьями группа воинов, в состав композиции могли включаться фигуры св. мученика Луппа и ангела с венцом (росписи 10-х гг. XIV в. в церкви святых Апостолов в Фессалонике и середины XIV в. в парекклисионе св. Димитрия в монастыре Ксенофонт; упрощенный вариант - на выпущенном в Фессалонике медном ассарии Иоанна V, около 1365-1376; по мнению Ксингопулоса, подобная композиция описана в экфрасисе Иоанна или Марка Евгеника). Обычно сцена убиения святого входит в состав житийных или минейных циклов. Однако известны и отдельные иконы на этот сюжет, относящиеся в основном к поствизантийской эпохе (критские иконы XV-XVII вв. в монастыре св. великомученицы Екатерины на Синае, в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и в Музее Бенаки в Афинах); та же сцена, вероятно под влиянием житийных икон, помещена на нижнем поле серебряного оклада иконы св. Димитрия на троне из монастыря Дионисиат на Афоне (1-я половина XV в.). Фрагмент изображения Д. С. в темнице (сцены убиения?), относящийся к XII в. (?), сохранился в крипте базилики святого в Фессалонике, отождествлявшейся с местом его заключения. В XVII-XVIII вв. создавались и отдельные иконы св. Димитрия в темнице, благословляющего св. мученика Нестора на бой с гладиатором Лием (иконы XVII в. из Протата и XVIII в. из церкви Неа-Панагия в Фессалонике). Редким примером отдельной иконы со сценой погребения св. Димитрия является образ XVI в. из собрания Греческого института в Венеции, принадлежащий к числу распространенных в эту эпоху композиций, изображающих погребение святых с участием сонма духовенства и певцов на фоне храма.

А. С. Преображенский

По материалам http://www.pravenc.ru/text/178231.html

4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко

4 октября День Рождения настоятеля храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского иерея Игоря Андрущенко. Храни Вас Господь на многая и благая лета !!! С Днём Рождения!!


4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
Проповедь на месте будущего храма  Воинская горка 1 ноября 2015 г
Проповедь на месте будущего храма Воинская горка 1 ноября 2015 г
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя

рейд милосердия
рейд милосердия
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.

Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Рождественский спектакль
Рождественский спектакль
Освящение и подъём купольного креста
Освящение и подъём купольного креста
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе

И зазвенят колокола... Седмица № 390
И зазвенят колокола... Седмица № 390
Обеды для бездомных. Седмица №363
Обеды для бездомных. Седмица №363
 

Наши видеоновости

Православный календарь

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Симферопольская и Крымская Епархия УПЦ / crimea-eparhia.ru

Популярное

Сестры милосердия во время Крымской войны 1854-1856 годов

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 4287

В 1853 году началась русско-турецкая война. Поначалу она воспринималась русской патриотической общественностью как война за веру, за освобождение святынь Палестины и Константинополя от мусульманского ...

ПОДРОБНЕЕ

История и развитие сестринского дела

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 3817

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях, где создавались богадельни для прокаж...

ПОДРОБНЕЕ

Хронология

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3527

  Приход в честь св. великомученика Димитрия Солунского только начинает своё существование (официальным днём его рождения можно назвать день получения иереем Евгением Решетковым указа на настоятель...

ПОДРОБНЕЕ

Екатерина Михайловна Бакунина - знаменитая русская сестра милосердия

Дата публикации: 25.01.2014
Просмотров: 3119

Екатерина Михайловна Бакунина (19 (31) августа 1810 или 1811, Санкт-Петербург — 1894, село Козицино, Новоторжский уезд, Тверская губерния) — знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века. ...

ПОДРОБНЕЕ

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3080

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского началось 13 мая 2011 года. В настоящее время на средства прихожан и благотворителей уже возведено 2-х этажное здание с молельным и подсобным ...

ПОДРОБНЕЕ
Go to Top