Гимнография

В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в грузинском переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 2]. P. 37), память св. Димитрия отмечается 13 февраля, последование не приводится. В константинопольскомТипиконе Великой церкви IX-XI вв. память св. Димитрия стоит под 26 октября (Mateos. Typicon. T. 1. P. 78-80); службу предписано совершать в мартириуме в его честь; литургийное последование включаеттропарь 3-го гласа ᾿Αθλοφόρε ἅγιε, πρέσβευε τῷ ἐλεήμονι̇ (    ),прокимен 4-го гласа из Пс 15, апостольское чтение 2 Тим 2. 1-10, аллилуарий со стихом из Пс 96, евангельское чтение Ин 15. 17 - 16. 2,причастен Пс 32. 1.

ПоСтудийско-Алексиевскому типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 291), отражающему наиболее раннюю из сохранившихся редакций студийского Синаксаря, на память св. Димитрия 26 октября совершается праздничная служба: на вечерне на"Господи, воззвах" поются стихиры Д. С. на 6; на утрене -"Бог Господь" с тропарем 3-го гласа      (этот тропарь содержится в последовании св. Димитрия во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов), канон Октоиха соединен с двумя канонами св. Димитрию. В последовании отмечено несколько самогласнов св. Димитрию. Литургийные чтения: прокимен из Пс 63, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Апостол и Евангелие те же, что и по Типикону Великой церкви, причастен Пс 111. 6b.

Вмч. Димитрий Солунский. Мозаика собора арх. Михаила Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108–1113 гг. (ГТГ)

Вмч. Димитрий Солунский. Мозаика собора арх. Михаила Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108–1113 гг. (ГТГ)
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XIII — нач. XIV в. (Лувр, Париж)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XIII — нач. XIV в. (Лувр, Париж)

ПоЕвергетидскому типикону конца XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 300-301) на память св. Димитрия 26 октября на вечерне отменяется стихословие Псалтири, на «Господи, воззвах» поются стихиры св. Димитрию на 6; на паннихис - канон св. Димитрию; на утрене - «Бог Господь» и тропарь св. Димитрию, каноны - Октоиха и 2 св. Димитрию; в последовании есть несколько самогласнов св. Димитрию; на литургии - блаженны из утреннего канона св. Димитрию, чтения те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но причастна 2 - Пс 32. 1 и 111 6b. Устав на память св. Димитрия 26 октября по Мессинскому типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 44-45) имеет больше элементов праздничного богослужения, что может быть связано как с добавлением в службу последования в память землетрясения в Константинополе в 740 г.), так и с принадлежностью этого Типикона к западной ветви студийской традиции, на формирование которой могла оказать влияние фессалоникийская практика. На вечерне совершается вход, после него читаются 3 паремии землетрясения (Ис 63. 15-19, Вар 4. 5 (озаглавлена как паремия из Иер), Дан 9. 15). Кафизмы на утрене заменены тремя антифонами из Пс 134-135, 15 и 33, после них - 1-й степенный антифон 4-го гласа, прокимен из Пс 88 (видимо, в память землетрясения) и Евангелие св. Димитрию - Ин 12. 24-36. Поются каноны землетрясения и св. Димитрию (в честь святого поется только один канон), утреня заканчивается пениемвеликого славословия в кафедральной редакции. Служба на литургии - только св. Димитрию, та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но Типикон разрешает прочитать по желанию и Евангелие в память землетрясения.

Вмч. Димитрий. Икона. Ок. 1300 г. (мон-рь Ватопед на Афоне)

Вмч. Димитрий. Икона. Ок. 1300 г. (мон-рь Ватопед на Афоне)
Великомученики Георгий Победоносец и Димит-рий Солунский. Створки царских врат. 2-я пол. XV в. (музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос, Греция)

Великомученики Георгий Победоносец и Димит-рий Солунский. Створки царских врат. 2-я пол. XV в. (музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос, Греция)

По афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в грузинском переводе в Георгия Мтацминдели ТипиконеX-XI вв. (Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 октября также совершается память св. Димитрия и землетрясения, но последование - только св. Димитрию. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - св. Димитрию. Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой церкви, кроме прокимна (здесь - из Пс 115).

Согласно одной из ранних редакцийИерусалимского Устава, зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти св. Димитрия 26 октября совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено несколько песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последования. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 октября назначается только чтение землетрясения: греческое Евангелие XI в. ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - св. Димитрию. (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, например, в старопечатном славянском Часослове 1491 г., изданном в Кракове.

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Рубеж XIII и XIV вв. (ГММК)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Рубеж XIII и XIV вв. (ГММК)
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Ок. 50-х гг. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Ок. 50-х гг. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1544) 26 октября соединяются последования св. Димитрию и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне 3 паремии: 1-я и 2-я - землетрясения, 3-я - св. Димитрию; назначается лития с пением стихир св. Димитрию; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари - св. Димитрию и землетрясения. На утрене - полиелей, степенна (1-й антифон 4-го гласа), прокимен (из Пс 67) и Евангелие св. Димитрию; каноны - Октоиха, землетрясения и св. Димитрию; на хвалитех поются стихиры св. Димитрию; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освященным маслом из лампады. На литургии на блаженнах песни 3-я и 6-я из канона св. Димитрию, чтения - как в Студийско-Алексиевском Типиконе, но Евангелие - только землетрясения. В греческих изданиях Минеи вплоть до современных сохраняется примерно тот же устав службы.

Согласно приходскому греческому Типикону протопсалта Константина (Константинополь, 1838 г.), служба 26 октября имеет примерно тот же устав соединения последований св. Димитрию и землетрясения, что и в старопечатных греческих изданиях, но на литургии указаны праздничные антифоны: в воспоминание о землетрясении (1-й и половина 2-го антифона) и в честь св. Димитрия (2-я половина 2-го антифона - стихи из Пс 82 и 78, 3-й антифон - из Пс 33, 65 и 31), но особоговходного стиха нет. В последующих изданиях этого Типикона праздничные антифоны для этого дня были заменены изобразительными с пением на блаженнах тропарей в память землетрясения и св. Димитрия. Тот же устав, без антифонов на литургии, приводится и в Типиконе Виолакиса (Афины, 1901. Σ. 89-91).

Сходный с указаниями первопечатного греческого Типикона устав на 26 октября содержится в ряде славянских Типиконов XV-XVI вв., но на вечерне обычно не указываются вход (вероятно, он предполагается по умолчанию) и лития. На утрене: прокимен из Пс 63, Евангелие Мф 10. 16-22; каноны предлагается петь согласно одному из трёх возможных вариантов: из Октоиха на 4, «трусу» (то есть в память землетрясения) на 4, св. Димитрию на 6; Богородицы на 4, «трусу» на 4, св. Димитрию на 6; «трусу» на 6, св. Димитрию на 8 - каждый следующий вариант предполагает возрастание степени праздничности службы (РГБ. Троиц. 239, 1-я половина XV в.; 240, 3-я четверть XVI в.; 241, середина XVI в., и др.).

Вероятно, древними связями славянской традиции с фессалоникийской следует объяснять то, что в славянских странах и на Руси день памяти св. Димитрия 26 октября отмечался особенно торжественным богослужением. Согласно большинству славянских рукописных и старопечатных Типиконов и Миней XIV - 1-й половины XVII в., 26 октября на великой вечерне читаются 1 паремия землетрясения и 2 св. Димитрию (Ис 43. 9-14а; Прем 4. 7-15; 2 паремии св. Димитрию приводятся и в некоторых греческих рукописях - например, в Минее XII в. (ГИМ. Син. 446; см.:Владимир (Филантропов). Описание. С. 401); в украинских изданиях XVII в. (например, в Минее Праздничной 1651 г., изданной во Львове) и в русских изданиях после появления исправленного славянского Типикона в 1682 г. распределение паремий меняется: по образцу греческих книг назначается чтение 2 паремий землетрясения и 1 - св. Димитрию (Прем 4. 7-15)); на стиховне поются стихиры землетрясения. На утрене - прокимен из Пс 63 (начиная с издания Типикона 1682 - из Пс 67), Евангелие св. Димитрию: Мф 10. 16-22 (в некоторых рукописях: Лк 21. 12-19 - так, в частности, в Евангелиях-апракосах и Четвероевангелиях, написанных в южнославянских странах или скопированных с южнославянских оригиналов; это же чтение помещается в современном греческом служебном Евангелии); каноны, посвященные землетрясению, на 6 (1 канон) и св. Димитрию на 8 (2 канона). На литургии на блаженнах, согласно Типиконам XV-XVI вв. и московскому печатному изданию 1633 г., поются тропари из 3-й песни канона св. Димитрию и из 6-й - землетрясения (согласно изданиям Типикона 1610, 1641 и послениконовским книгам, поются тропари из 3-й песни канона землетрясения и из 6-й - св. Димитрию); чтения на литургии те же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но, согласно памятникам XV-XVI вв., к ним добавляются апостольское и евангельское чтения землетрясения, а по рукописным и печатным книгам начиная с XVII в. на литургии - уже 2 полные службы землетрясения и св. Димитрию. В Типиконах XVI в. 26 октября имело знак креста, XVII в.- знак креста в круге; в исправленном издании Типикона 1682 г. редакторы вернулись к старой практике обозначения этого числа крестом, отметив возможность по желанию настоятеля совершения всенощного бдения в этот день. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. есть глава, отсутствующая в более ранних памятниках, о совпадении 26 октября с воскресным днем. Эта глава сохранилась и в послениконовских русских изданиях Типикона и Миней. Следует отметить, что праздничность службы св. Димитрию усиливается тем, что она, как и многие большие праздники, имеет сопровождающую память - у праздника св. Димитрию это 27 октября, память св. мученика Нестора.

Моление вмч. Димитрия в темнице и чудо со скорпионом. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне)

Моление вмч. Димитрия в темнице и чудо со скорпионом. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне)
Сцены из Жития вмч. Димитрия: вмч. Димитрий, вмч. Димитрий перед имп. Маркианом, чудо со скорпионом. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 54v)

Сцены из Жития вмч. Димитрия: вмч. Димитрий, вмч. Димитрий перед имп. Маркианом, чудо со скорпионом. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 54v)

Иногда (например, в Евангелии XVI в., МДА Ц Е-13. Инв. № 186953) на утрени 26 октября назначается чтение Лк 12. 2-12 (как на память св. великомученика Георгия), что связано с древней традицией чтения этого отрывка на литургии 26 октября (традиция отражена в Ассеманиевом Евангелии XI в., Баницком Евангелии XIII в. и др.).

Последование св. Димитрию в современных богослужебных книгах включает следующие элементы: тропарь 3-го гласа, начало: Μέγας εὕρατο ἐν τοῖς κινδύνοις σε ὑπέρμαχον ἡ οἰκουμένη̇ (       ; этот тропарь в древних рукописях вместо слова «вселенная» может содержать слово «Солунь»,   - так, например, в Студийско-Алексиевском Типиконе по рукописи ГИМ. Син. 330, в Прологе XIII-XIV вв. РГБ. Ф. 256. № 319 и др.); кондак 2-го гласа, начало: Τοῖς τῶν αἱμάτων σου ῥείθροις (   ); канон авторства Феофана, 4-го гласа, с акростихом: Τῷ καλλινίκῳ προσλαλῶ Δημητρίῳ (   ), 1-й ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач.: Τὸν θεῖον τοῦ μαρτυρίου στέφανον ἀναδησάμενος (    ). 2-й канон св. Димитрию в греческом и славянском изданиях Минеи различается: в греческом дан канон 4-го гласа с акростихом в тропарях: Μύρῳ νοητῷ προσπλακες, μύρον γίνῃ (С миром мысленным соединившись, миро бываешь) и именем Филофея в акростихе богородичнов, 1-й ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), нач.: Μερίς μου, Δημήτριε, κα δόξα θεία (Помощь моя, Димитрие, и слава божественная); в слав. Минее - канон 8-го гласа, творение Георгия Скилицы, с акростихом:     , 1-й ирмос:    нач.:       (греческий оригинал канона встречается в рукописях - например, в греческой Минее XII в. ГИМ. Син. греч. 446; издано по афонской рукописи XIV в.: Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς. 1927. Τ. 11. Σ. 371-384). В последовании также содержатся 6 циклов стихир-подобнов и 8 самогласнов (в русской Минее; в греческой Минее несколько стихир отсутствуют); светилен; несколько седальнов.

Убиение вмч. Димитрия. Икона. 1-я четв. XVII в. (Музей Бенаки, Афины)

Убиение вмч. Димитрия. Икона. 1-я четв. XVII в. (Музей Бенаки, Афины)
Два всадника. Рельеф. Ок. 1062 г. (ГТГ)

Два всадника. Рельеф. Ок. 1062 г. (ГТГ)

В рукописях встречаются и другие песнопения св. Димитрию, в том числе несколько многострофных кондаков и множество канонов. Многострофным кондаком изначально является и помещенный в современных изданиях Минеи (начальная проимия: Τοῖς τῶν αἱμάτων σου ῥείθροις, Δημήτριε (    )) - в рукописях он может содержать 17 икосов, связанных акростихом: Τοῦ Στεφάνου ὁ αἶνος (Стефана хвала). Иные кондаки: 4-го гласа, с акростихом: Τοῦ ταπεινοῦ ῾Ρωμανοῦ αἶνος (Смиренного Романа хвала), имеющий 23 икоса, начальная проимия: Νικιφόρον ἀθλητὴν τῷ ἀθανάτῳ δεσπότῃ (Победоносное мучение бессмертному Владыке); 4-го гласа, без акростиха, имеющий 3 икоса (возможно, их было больше), начальная проимия: ῾Εορτὴν μεθέορτον ἐπιτελοῦντες (Праздник попразднственный совершая) (см.: Δετοράκης Θ. ῾Ο ἅγιος Δημήτριος στήν πρώιμη Βυζαντινή ῾Υμνογραφία // Χρηστιανική Θεσσαλονίκη. Θεσσαλονίκη, 2001. Σ. 177-188); известны и иные кондаки с одним икосом, напр. кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси днесь», нач.: Δημητρίου σήμερον (Димитрия днесь).

Среди многочисленных песнопений св. Димитрию имеется полный венок канонов, то есть цикл канонов на все 8 гласов, по одному на каждый глас, авторства преподобного Иосифа Песнописца. К настоящему времени по рукописям он известен не полностью (отсутствуют каноны 1-го плагального (то есть 5-го) и 4-го плагального (то есть 8-го) гласов; см.: Τωμαδάκης Εὐ. ᾿Ι. ᾿Ιωσὴφ ὁ ῾Υμνόγραφος̇ Βίος κα ἔργον. ᾿Αθῆναι, 1971. Σ. 119-120; Ταμεῖον. Σ. 68-73), но Л. Пти (Petit. Bibliographie des acolouthies greques. P. 58-60) указывал, что весь цикл был полностью издан в Венеции в 1795 г. в составе в последствии переиздававшейся книги под названием Θύρα τῆς μετανοίας... (Врата покаяния...).

Другой цикл канонов (как полных, так и неполных - трипеснцев и двупеснца) св. Димитрию, написанный блаженным Симеоном Солунским, входит в состав особого многодневного последования, уподобляющего память св. Димитрия Пасхе, а дни предшествующей седмицы - празднику Входа Господня в Иерусалим и дням Страстной седмицы. Это последование совершалось в Фессалонике с XV в. и сохранилось в ряде греческих рукописей. К установлению этой практики имел непосредственное отношение блаженный Симеон Солунский, которого вдохновили уже существовавшие к XV в. каноны св. Димитрию, уподобленные канонам Великой субботы (см. ниже) и Пасхе (канон авторства Иоанна Ставракия, хартофилакса Фессалоники). Песнопения в этом многодневном последовании повторяют состав служб и стихотворную форму песнопений Страстной седмицы, совпадая с ними в выборе гласов и подобнов, в литературной форме и в особенностях выражения мысли. Канон св. Димитрию Иоанна Ставракия, подобный канону Пасхи, был включен блаженным Симеоном в последование без изменений. Все тексты последования были полностью изданы И. Фундулисом (Θουντούλης ᾿Ι. Μ. «Μεγάλη ῾Εβδομάς» τοῦ ἁγίου Δημητρίου // Κείμενα λειτουργικῆς. Θεσσαλονίκη, 1994. Τ. 2: Θέματα εὐχολογίου. Σ. 271-396).

Помимо этих циклов канонов и канонов, помещенных в печатных Минеях, по рукописям известны еще 15 канонов св. Димитрию на различные гласы, 10 из которых не изданы (см.: AHG. T. 2. P. 294-312; Ταμεῖον. Σ. 68-73). 1-го гласа: с акростихом: Κλέος μέγιστον εὗρες ἀθλήσας, μάκαρ. Νικολάου (Подвизавшись, ты славу великую нашел, блаженне. [Творение] Николая), 1-й ирмос: ᾿Ωιδὴν ἐπινίκιον̇ (  ), нач.: Καρδίας τὰ ὄμματα ἦρα εἰς ὕψος (Сердца очи я возвысил на высоту). 2-го гласа: ямбический канон авторства Евгения, с продолжительным акростихом, проходящим через отдельные строки тропарей (нач.: Τὸν γῆθεν πρὸς δώματα - Того, кто земли к жилищу), 1-й ирмос: Στείβει θαλάσσης κυματούμενον σάλον̇ (    ), нач.: Τέμνει θαλάσσας ᾿Ισραὴλ τῷ φυγάδι (Рассекает море Израиль бегством). 3-го гласа: возможно, авторства Феофана, без акростиха, 1-й ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), нач.: Τὸν λογικὸν φωστῆρα τῆς εὐσεβείας (Мысленное светило благочестия). 4-го гласа: анонимный, с акростихом: Δημητρίου με τὸ σθένος φυλαττέτω (Димитрия крепость, меня сохрани), 1-й ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач.: Δοξάσας τοῖς τῆς σαρκός σου μέλεσι (Прославил подвигами плоти твоей); авторства Амфилохия, с акростихом: ᾿Αμφιλοχίου δέδεξο δέησιν, μυροχεῦμον (Амфилохия приими моление, мира сосуд), 1-й ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), нач.: Αἰνέσωμεν ἅπαντες ὕμνοις ἐνθέοις Δημήτριον (Да восхвалим все Димитрия песньми боговдохновенными); анонимный, известный по славянским Минеям XI-XVI вв. и неизвестный по греческим рукописям, авторство которого исследователи приписывают св. равноапостольному архиепископу Мефодию, либо одному из его учеников (см.: Matejko L. Život sredovékeho textu: O tzv. Metodovom kanone sv. Dimitrovi Solúnskemu. Bratislava, 2005). 1-й ирмос:    :, нач.:         (см.: Ягич. Минеи. С. 186-190; Воронов А. Древне-славянский канон св. Димитрию Солунскому // ТКДА. 1878. Т. 4). 1-го плагального, то есть 5-го, гласа: авторства Максима Плануды, с акростихом: ᾿Αθλοφόρου Δημήτριον ᾄσμασι Μάξιμος ὑμνῶ (Страстотерпца Димитрия песньми я, Максим, пою), 1-й ирмос: Τῷ σωτῆρι Θεῷ̇ (  ), начало: ᾿Αγαθῶν τῇ πηγῇ παρεστηκὼς (Благих источнику представший); анонимный, без акростиха, 1-й ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ (   ), нач.: Πάτερ, Υἱὲ κα Πνεῦμα, Τριάς, μονάς, ὁ Θεός (Отче, Сыне и Дýше, Троица, Единица, Боже). 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа: анонимный, с акростихом: Κα σήμερον δὲ Σάββατον μέλπω μέγα (И днесь же субботу пою Великую - как у триодного канона Великой субботы), 1-й ирмос: Κύματι θαλάσσης̇ (  ), начало: Κύριε, Θεέ μου, ἐξόδιον ὕμνον κα ἐπιτάφιον ᾠδὴν (Господи Боже мой, исходный гимн и надгробную песнь); анонимный, без акростиха, 1-й ирмос: Κύματι θαλάσσης τὸν κρύψαντα πάλαι̇ (    ), нач.: Σὺ τὴν σκοτεινήν μου ψυχήν, ἐλεῆμον (Ты темную мою душу помилуй); неизвестной атрибуции, с поврежденным акростихом: Και - - - - <πρ>οσφέρω Δημητρίῳ. ΤΝΤ (И... приношу Димитрию; ΤΝΤ - сокращенная запись имени творца канона), 1-й ирмос: Κύματι θαλάσσης τὸν κρύψαντα πάλαι̇ (    ), нач.: Χάριν μοι πλουσίαν θεόθεν (Благодать мне обильную от Бога). 4-го плагального, то есть 8-го, гласа: вероятно, авторства Григория, с акростихом в тропарях: Δημήτριε, κροτῶ σε σῆς ῥίζης κλάδος (Димитрие, рукоплещу тебе, твоего корня отрасль) - и именем Григорий в богородичнах, 1-й ирмос: Τῷ συντρίψαντι πολέμους̇ (  ), нач.: Δῆμος ἄυλος ὁ ἄνω κα ὁ κάτω ὑλικὸς (Лик невещественный горé и вещественный дóлу); анонимный, без акростиха, 1-й ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ (   ), нач.: ῾Ιερωτάτην ορτὴν γηθόμενοι νῦν συστησώμεθα (Священнейший праздник, радующиеся, ныне да составим); анонимный, без акростиха, 1-й ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ (   ), начало: Τῷ φοβερῷ κα ἀπροσίτῳ (Страшному и недоступному); авторства Евстафия, митрополита Фессалоникийского, без акростиха, 1-й ирмос: Σταυρὸν χαράξας Μωσῆς̇ (   ), начало: ῾Ο τῷ πελάγει τῶν σῶν ἐγχειρῶν ἄθλων (Бездне твоих предпринятых трудов) (см.: PG. T. 136. Col. 161-168).

Кроме того, существует 2 цикла ирмосов, предназначенных для последований св. Димитрию. Это цикл ирмосов 2-го гласа, нач. 1-го: ᾿Επ τὴν ἄβυσσον μολὼν (   ), содержащийся в Ирмологии, но не употребляемый в канонах совреенных богослужебных книг, и цикл ирмосов 4-го гласа, отсутствующий как в Ирмологии, так и в современных печатных книгах, но известный по рукописям, нач. 1-го: ῾Ο ῥάβδῳ τμήξας θάλασσαν (Жезлом рассек море), предназначенный для общего последования свв. великомучеников Димитрия и Евстратия (пам. 20 сент. ст. ст.), этот цикл включает ирмос 2-й песни (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Εἰρμολόγιον. Σ. 49-50, 116-117).

А . А . Лукашевич

По материалам http://www.pravenc.ru/text/178231.html

4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко

4 октября День Рождения настоятеля храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского иерея Игоря Андрущенко. Храни Вас Господь на многая и благая лета !!! С Днём Рождения!!


4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
Проповедь на месте будущего храма  Воинская горка 1 ноября 2015 г
Проповедь на месте будущего храма Воинская горка 1 ноября 2015 г
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя

рейд милосердия
рейд милосердия
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.

Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Рождественский спектакль
Рождественский спектакль
Освящение и подъём купольного креста
Освящение и подъём купольного креста
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе

И зазвенят колокола... Седмица № 390
И зазвенят колокола... Седмица № 390
Обеды для бездомных. Седмица №363
Обеды для бездомных. Седмица №363
 

Наши видеоновости

Православный календарь

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Симферопольская и Крымская Епархия УПЦ / crimea-eparhia.ru

Популярное

Сестры милосердия во время Крымской войны 1854-1856 годов

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 4287

В 1853 году началась русско-турецкая война. Поначалу она воспринималась русской патриотической общественностью как война за веру, за освобождение святынь Палестины и Константинополя от мусульманского ...

ПОДРОБНЕЕ

История и развитие сестринского дела

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 3817

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях, где создавались богадельни для прокаж...

ПОДРОБНЕЕ

Хронология

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3527

  Приход в честь св. великомученика Димитрия Солунского только начинает своё существование (официальным днём его рождения можно назвать день получения иереем Евгением Решетковым указа на настоятель...

ПОДРОБНЕЕ

Екатерина Михайловна Бакунина - знаменитая русская сестра милосердия

Дата публикации: 25.01.2014
Просмотров: 3119

Екатерина Михайловна Бакунина (19 (31) августа 1810 или 1811, Санкт-Петербург — 1894, село Козицино, Новоторжский уезд, Тверская губерния) — знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века. ...

ПОДРОБНЕЕ

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3080

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского началось 13 мая 2011 года. В настоящее время на средства прихожан и благотворителей уже возведено 2-х этажное здание с молельным и подсобным ...

ПОДРОБНЕЕ
Go to Top