Покаяние в зеркале служения бездомным и заключённым

Для начала опишу ситуацию, с которой я столкнулся как-то раз в общественном транспорте. Еду в троллейбусе, народу много. Напротив меня сидит бабулечка в сильно поношенном пальто, обутая в побитые старые грязные сапоги. В воздухе улавливается характерный запах немытого тела, исходящий от неё. Вот её остановка. Она встаёт с места и выходит. "Амбре" от неё волной обдает пассажиров.

 

Реплика кондуктора: "Какая вонь! Нужно окно открыть!". За моей спиной разворачивается пятиминутное обсуждение этой вони, этих грязных сапог:  "Да как же так можно, да что же это такое!" и так далее. И хоть бы кто пожалел бабушку…

 

Покаяние как смена вектора жизни

 

Первой проповедью Господа нашего Иисуса Христа, начавшего Своё служение в 30 лет, была проповедь покаяния. "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4, 17) – говорил Христос иудеям. И всем нам, Своим последователями и ученикам. Покаяние – фундамент нашего спасения, основа духовной жизни. Об этом ясно говорит Господь: "Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 12). О покаянии как необходимом условии движения к Богу, жизни в Боге говорят все Святые Отцы.

 

Однако все ли мы правильно понимаем, что такое покаяние? Возможно, кто-то вспомнит о Таинстве Покаяния или Таинстве Исповеди, совершаемой в храме Божьем. Да, в этом Таинстве грехи, исповедуемые Богу через священника, прощаются Господом. Исповедь – наша душевная баня, в которой мы омываемся, чтобы наша душе не воняла, чтобы не была грязной.

 

Исповедь – вещь крайне нам необходимая. Однако, как мне кажется, покаяние – нечто большее, чем простое перечисление своих грехов батюшке. Покаяние – "метанойя" (по-гречески) в дословном переводе означает "перемена ума". Другими словам покаяние – это перемена всей нашей жизни: наших поступков, взглядов, идей, устремлений. Фактически, это разворот нашего бытия в сторону Бога, это, если хотите, смена вектора: от жизни чисто материальной, обезбоженной, бездуховной – к жизни духовной, жизни с Богом. Такой разворот возможен только при горячем желании человека измениться, стать лучше и чище, стать истинным чадом Божиим.

 

С чего начинается покаяние?

 

Первое – увидеть свои грехи, осознать, что ты – грешен, нечист перед Богом и людьми. Для человека, чья душа иссушена атеизмом, это крайне сложно. Многие даже не понимают, что такое "грех", считая себя абсолютно безгрешными. Кстати, для многих православных, в том числе и меня, видение своих грехов является проблемой, потому и просим мы у Бога: "даруй мне зрети моя прегрешения…" (молитва св. Ефрема Сирина).

 

Второе – признать, убедить себя, что эти грехи (злые поступки, слова, мысли) мешают тебе на пути к Богу, что, не очистившись, ты не сможешь быть там, где Бог.

 

Третье – пожелать избавиться от греховной скверны.

 

И вот тут-то человек поймёт, что одного этого желания мало. Что сам по себе, по собственному произволению, он не может избавиться от греха. Хотел бы он не объедаться, не напиваться – не может! Хотел бы не гневаться, не завидовать, не ненавидеть – и не может себя изменить, переломить!

 

Тут дело в том, что душа, содержащая в себе нашу личность, принадлежит миру духовному, невидимому. Она на время помещена в тело. И если своё тело мы в силах самостоятельно мыть, чистить, ухаживать, то чтобы "отмыть" душу от налипшей на неё греховной грязи, нужен Кто-то, Кто дал эту душу человеку. Нужен Бог. Без воли и желания человека Бог не может помочь ему душевно очиститься. Но стоит человеку призвать Господа, этого Врача, как Он тут же откликается. 

 

Покаяние – это совместная работа человека и Бога. Как было сказано выше, покаяние начинается с желания изменить себя, исправить свою жизнь по заповедям Божиим. Однако это легко сказать: "исправить свою жизнь". Легко сказать: "изменить себя". Гораздо легче и проще выписать из книжки "В помощь кающимся" грехи, которые, как ты чувствуешь, есть в тебе, придти на богослужение, отдать этот список батюшке – пусть почитает! – услышать разрешительную молитву и с чистой совестью приступить к Причастию. Это ли истинное покаяние? Это ли действительное изменение себя? Где же усилия над собой? Где же борение себя?

 

Чтобы понять, способен ли ты к настоящему покаянию, к настоящей "перемене ума", достаточно сформулировать в своём сердце отношение к таким "слоям" нашего общества, как бездомные и заключённые. Вот где проверка "на вшивость", дорогие товарищи!

 


Лишённые дома и физической свободы

 

Бомж – так называется человек, в силу различных трагичных обстоятельств своей жизни лишённый крова, очага, крыши, уюта, покоя. В наше тёмное время этих несчастных людей немало. Думаю, не имеет смысла обсуждать, почему они стали такими – "бездомными", "бесприютными", "безуютными". Главное другое – как мы к ним относимся. Чтобы никто не подумал, что я возношусь, скажу, что лично мне жалко этих людей, я им сочувствую и, по-возможности, им помогаю. У меня нет к ним презрения, чувства омерзения, брезгливости. Потому что они такие же люди, как мы. Такие же творения Божии, любимые Им. И несут они в себе такой же образ Божий, как все мы, "благополучные". Разница между нами и ними только в одном: мы имеем дом, они его не имеют. И потому страдают. Кто-то от этого спивается, скалывается. Но разве это повод их презирать? Повод считать их людьми "второго сорта"? А "первый сорт" тогда кто, мы, что ли?

 

Отдельный разговор о заключённых. Увы, "свободное" общество "свободных" людей выработало к ним большей частью негативное отношение. Попал в тюрьму? Значит, "изгой", не достойный находится в "нормальном" обществе. И отворачиваются от него все, и очень часто – свои же: родственники, друзья, коллеги. Я знаю это не понаслышке: много прочитал писем из мест лишения свободы, так как занимаюсь тюремным служением. Главная боль очень многих заключённых – всеми-забытость и никому-не-нужность. Общество вычеркнуло их из своих членов и словно заживо похоронило. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство "вольных" относится к зекам так же, как к бездомным – как к людям "второго сорта", получившим по заслугам. "Так им и надо!" – вот что тучами стелется по небу "свободного", "незарешеченного", не посаженного "за ключ" общества.

 

Заключённые словно заочно осуждены и прокляты нами. Получается, что они лишены надежды на прощение, на освобождение от вины. Разве это по-христиански? По-человечески? Ведь заключённые, какие бы преступления они не совершили, так же сотворены Богом, так же могут придти к Нему, могут покаяться. Пока мы живы, не имеет значения, где находится тело – на "воле", на улице, в "зоне". Душа свободна! Душа может быть очищена и прощена Богом. В этом нет никакой принципиальной разницы между нами, "свободными", бездомными, заключёнными.

 

Переступить через себя…

 

Вот в чём должно проверяться наше христианство, наша любовь к Богу, наше желание покаяния – в служении бездомным и заключённым. Тут всё просто: если я смогу перешагнуть через своё осуждение ("так им и надо, они заслужили"), гордость ("я до такого никогда не опущусь, я хороший, а вот они…"), презрение, брезгливость, поношение, – значит, у меня есть шансы. Вот где со всей своей пугающей мощью выяснится, могу ли я действительно изменить себя. Могу ли я действительно повернуться лицом к Богу? Потому что Бог не примет моего покаяния, моей "перемены ума", если я буду любить маму, папу, жену, дочку, друзей, а ещё вот этих и вон тех, а от бездомных буду отвращаться, а заключённых – презирать, считая их "полулюдьми".

 

В чём причина такого избирательного отношения к "человеческим пластам"? Думаю, в том, что мы не хотим пускать чужую боль в свой уютный маленький мирок. Не хочется нарушать жизненный комфорт, достигнутый пусть и трудом. Мне хорошо в своей семье, у нас пусть небольшой, но свой домик, у меня достойная работа, устойчивый доход, есть родные и друзья, которые меня понимают. Зачем впускать мерзлую вьюгу в эту теплоту? Зачем мне "чьи-то" проблемы? Что мне до чужих слез? Равнодушие – бич нашего времени, которым мы, кстати, лупим самих себя, забывая о страждущих. О своих ближних.

 

Господь заповедал нам любить всех. "Возлюби ближнего твоего как самого себя", – это сказано обо всех ближних, всех без исключений. А кто мой ближний? В Евангелии Христос понятно объясняет это в притче о добром самарянине. Ближний – всякий, кто нуждается во мне, моей помощи. А кто так не нуждается в моем участии и поддержке, как обездоленные бездомные и несчастные заключённые? Пусть последние совершили преступление, пусть заслужили тюремное наказание. Разве это повод от них отвернуться? В тюрьме люди порой лишены необходимого – сезонной одежды, обуви, масла, соли, чая, приправ, не говоря уже о конфетах и моющих средствах. У нас всё это есть, мы можем в любой момент себе купить всё нужное и сверх того. В зоне с этим большая проблема, особенно если заключённый одинок и помочь ему просто некому.

 

Начни делать, а не думать!

 

Да, очень трудно побороть в себе выработанное годами отвращение к зекам, всем, кого ты считаешь "ниже себя". Начни с малого. Увидел характерно пахнущего бездомного в истрёпанной одежде – не шарахайся от него. Подойди, спроси, не хочет ли он (или она) кушать или пить (летом особенно). Скорее всего, ответ будет положительным. Не поленись, зайди в ближайший магазин, купи булочку, печенье, или хот-дог, или пару сосисок, воды или кофе. Отдай это голодному. Можно дать и деньги, но нет гарантии, что они не пойдут на водку или пиво. Поэтому лучше потратить пять минут, но купить еды.

 

Узнать адрес заключённого, просящего "Божьих людей Христа ради" помочь ему, сегодня не проблема. Журнал "Спасите наши души" в каждом номере публикует такие письма. Зайди в любой храм, наверняка у них есть письма из мест лишения свободы. Выбери письмо, прочитай, ответь на него. Даже если нет возможности послать человеку посылку в тюрьму, просто напиши тёплое письмо, поговори с ним о хорошем, о Боге – это будет счастьем для заключённого, поверьте. Одна одинокая заключённая так и написала мне: "У нас получить с воли письмо – счастье".

 

Пусть это будут твои первые шаги к изменению себя. Даже если сердце противится, руки не слушаются, ноги упираются, а временами вскипает в душе отвращение – все равно делай! Любое действие лучше бездействия, когда тебя охватывают помыслы и мысли вроде "меня уже не изменить". Ещё как изменить! Ведь когда начинается подобное делание, на помощь приходит Господь. Он начинает воздействовать на твою душу, как Хирург проводить внешнее оперативное вмешательство в её работу. Ты делай, помогай тем, кого презираешь, пусть через силу, через гордость, но делай! И постепенно Господь будет размягчать твоё сердце, настраивать его на волну любви. И однажды ты обнаружишь, что к тем, кому ты помогаешь, с кем ведёшь переписку, у тебя появилось совсем иное чувство: жалости, сострадания, сочувствия. 

 

В этом и заключается "синергия" – совместное делание Бога и человека. Человек в меру своих сил меняет вокруг себя внешний мир, наполняя его продуктивным деланием. Господь же изнутри меняет, лечит душу человека, решившего служить Ему и своим ближним.

 

Вот чего, как мне кажется, ждёт от нас Спаситель. Не избирательно служения: "тому дам, а этому – не дам". Он ждёт от нас всецелого отдания Ему, полному, с головой погружения в служение ближним, не разбирая и не выбирая, кто этот ближний. С этого нужно начинать покаяние.

 

Душа без дома и в темнице

 

В начале этой статьи я рассказал о "плохо пахнущей" бабушке, от которой шарахнулись пассажиры троллейбуса, и которым запомнилась прежде всего вонь, а не сам человек. Конечно, я не знаю этих людей и не могу судить обо всех. Мне кажется, когда я первым делом замечаю дурной запах, исходящий от другого человека, и этот запах рождает в моей душе чувство брезгливости и осуждения, то не лучше ли пахнет моя собственная душа? Я могу внешне быть чистым, опрятным, хорошо одетым, быть эдаким "добропорядочным бюргером". А внутри – с провонявшей грехами душой. Душой давно не мытой, не очищаемой, заросшей грязью и всякой скверной, и потому вонючей. Вонючей настолько, что мой ангел-хранитель, затыкая нос, отлетает от меня подальше. Так и будет моя душа вонять, отравляя духовный воздух, если буду презирать бомжей, осуждать их, сторониться их, считая себя "баловнем судьбы", избранником Божиим.

 

Если я не буду жалеть и сострадать бездомным, то будет ли иметь дом моя собственная душа? Временный дом души – тело, а вечный дом – Царство Небесное. Лишая бездомных людей доброго отношения, жалости и помощи, не лишаю ли я свою душу Бога и Царствия Его? Не будет ли моя душа скитаться бездомной, безприютной, всем ангелами забытой, если я не приму бездомных? И где окажется душа после моей смерти, если я не научился любить всех ближних, а не только тех, кто может мне отплатить тем же? Можно ли назвать домом ад, геенну огненную?

 

То же и с заключёнными. Вдумайтесь в само слово – «заКЛЮЧённые». Они и правда сидят ЗА КЛЮЧОМ, в темнице. Избегая общения с ними, считая их кем-то ниже себя, презирая их, не сажаю ли я собственную душу в темницу? Под ключ, который хранится у диавола? Ведь можно делать кучу добрых дел, ходить к храм, участвовать в Таинствах и других обрядах, но, в то же время, игнорировать заключённых, а то и осуждать их… Будет ли от этого польза моей душе? Если не изменю себя, не протяну руку помощи заключённым, могу ли я надеяться, что Господь протянет мне Свою руку, чтобы вытащить меня из темницы ада? Можно ли назвать темницу домом?...

 

Вот о чём хорошо бы подумать нам всем. Господь открыт нам всем, Он всех ждёт в Царствии Своём. Но путь в это Царство – это непрерывный подъём по лестнице, ведущей вверх. Кто сказал, что это легко? Нет, нелегко, но с помощью и содействием Божиим – возможно. Только нужно непрерывно побуждать себя, бороть себя, идти против своих "я не хочу" в деле спасения. Пусть нам в этом помогает Господь Бог!...

 

Артемий Слёзкин (православный журналист, выпускающий редактор газет Севастопольского благочиния "Светлячок" и "Херсонесский вестник")

4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко

4 октября День Рождения настоятеля храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского иерея Игоря Андрущенко. Храни Вас Господь на многая и благая лета !!! С Днём Рождения!!


4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
4 октября-День Рождения иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
2 октября-День Тезоименитства иерея Игоря Андрущенко
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
В КОНТЕКСТЕ. Эфир от 6.12.2016 (Андрющенко)
Проповедь на месте будущего храма  Воинская горка 1 ноября 2015 г
Проповедь на месте будущего храма Воинская горка 1 ноября 2015 г
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя
Началось оказание помощи ветеранам г. Севастополя

рейд милосердия
рейд милосердия
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Ветераны Балаклавы. июнь 2015
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
Колокольный звон в храме св. великомученика Димитрия Солунского, г. Севастополь
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
21 04 15 ДОРОГА К ПАМЯТИ
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.
1 й Cевастопольский о строительстве богадельни.

Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Красота гуслей. В гостях у севастопольских приходов побывали гуслисты
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Слава вернувшим Крым!НТС 21 05 2014г
Рождественский спектакль
Рождественский спектакль
Освящение и подъём купольного креста
Освящение и подъём купольного креста
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе
Десница Св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе

И зазвенят колокола... Седмица № 390
И зазвенят колокола... Седмица № 390
Обеды для бездомных. Седмица №363
Обеды для бездомных. Седмица №363
 

Наши видеоновости

Православный календарь

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Симферопольская и Крымская Епархия УПЦ / crimea-eparhia.ru

Популярное

Сестры милосердия во время Крымской войны 1854-1856 годов

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 4287

В 1853 году началась русско-турецкая война. Поначалу она воспринималась русской патриотической общественностью как война за веру, за освобождение святынь Палестины и Константинополя от мусульманского ...

ПОДРОБНЕЕ

История и развитие сестринского дела

Дата публикации: 24.01.2014
Просмотров: 3817

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях, где создавались богадельни для прокаж...

ПОДРОБНЕЕ

Хронология

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3525

  Приход в честь св. великомученика Димитрия Солунского только начинает своё существование (официальным днём его рождения можно назвать день получения иереем Евгением Решетковым указа на настоятель...

ПОДРОБНЕЕ

Екатерина Михайловна Бакунина - знаменитая русская сестра милосердия

Дата публикации: 25.01.2014
Просмотров: 3118

Екатерина Михайловна Бакунина (19 (31) августа 1810 или 1811, Санкт-Петербург — 1894, село Козицино, Новоторжский уезд, Тверская губерния) — знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века. ...

ПОДРОБНЕЕ

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского

Дата публикации: 29.12.2013
Просмотров: 3080

Строительство храма св. великомученика Димитрия Солунского началось 13 мая 2011 года. В настоящее время на средства прихожан и благотворителей уже возведено 2-х этажное здание с молельным и подсобным ...

ПОДРОБНЕЕ
Go to Top